Ангелы поют
Иконы и фрески

Явление Христа после Воскресения
Сергей Карпычев 1910 г.

Я убежден, что если бы люди услышали по-настоящему — Страстную, Пасху, Воскресение, Пятидесятницу, Успение, не нужно было бы Богословие. Оно все тут.

Александр Шмеман
Медиа
Поделиться:
Главная
Феномен веры
Откуда в человеке совесть

 jpg

В наше время многие рассуждают о том, как уберечь молодежь от растления. Но это крайне затруднительно, если в душе не будет веры в Бога. Ведь всё вокруг призывает ко греху, и внутренняя греховная природа к тому же клонится. И снаружи идет пропаганда, и внутри нет сопротивления. Тебя влечет отдаться страсти – и что в этом плохого, если Бога нет? А если есть вера в Бога у человека, то у него уже есть сдерживающий фактор – он знает, что Бог его видит всегда, и за каждое действие будет отвечать, согрешив, останется без Бога, а потом еще вечные муки. Поэтому даже атеисты, умные, мыслящие атеисты, вслед за Вольтером говорят: «Если Бога нет, то Его надо выдумать» – потому что иначе нравственность не сохранить.

Хочется сформулировать следующую аксиому: созидать и возвышать способна только истина, тогда как ложь разрушительна. Если же вера в Бога созидает душу, а атеизм разрушает, то значит истина на стороне веры. Иногда атеисты в ответ указывают на то, что верующие люди просто живут в постоянном страхе перед Богом за свои поступки и это стимулирует их нравственность, тогда как человек, свободный от религиозных убеждений, такого страха не испытывает. Но в том-то всё и дело, что бывает страх созидательный, полезный, а бывает разрушительный и вредный.

В христианской аскетике есть такое понятие – страх Божий, то есть особое благоговение перед Богом, страх согрешить и через это лишиться благодати Божией. Поэтому то, что пытаются высмеивать атеисты, есть страх нравственной ответственности перед Богом и есть страх благодетельный. Он уберегает человека от совершения многих ошибок. Это страх священный, созидательный. А затем вера дарует силу побеждать все мелкие, земные страхи. Для верующего человека вся его жизнь включена в Промысл Божий – здесь нет случайностей, и потому нет страха неизвестности. И человек, верующий во Всемогущего, Премудрого и Благого Бога, обретает душевный мир и покой, ведь такой человек понимает, что Бог, Который есть Любовь и Высшая Справедливость, ведет его к вечному благу.

Напротив, неверие сообщает человеку страхи в их самых низших формах, хотя бы уже потому, что атеизм есть исповедание своей обреченности на полное исчезновение. Для атеиста жизнь не имеет вечного смысла – здесь все зависит от простого случая равнодушной и жестокой природы, а значит, все исполнено страхом непредсказуемых, нелогичных и необъяснимых случайностей.

...Студент с тоской посмотрел на горку мелочи на столе. Завтра целый день в институте, а денег на обед... Двадцать, тридцать, сорок один рубль! Через турникет перепрыгну, это без проблем. А на сороковник куплю хлеба. Хорошо бы и молока пакет!

За стеной орал телевизор: Алена Павловна смотрела любимый сериал. Студент терпеть не мог это вечернее время, когда старушка, треща баранками, устраивалась перед экраном и смотрела все подряд.

Мы сказали, что вера содействует нравственности. Но почему в таком случае бывают высоконравственные атеисты, и вы наверняка это знаете, есть люди хоть и неверующие, но совершающие добродетельные поступки, даже жертвующие собой? Во-первых, душа по природе христианка. Даже если сам человек не воспринял веру, в глубине его души хранятся семена добродетелей, и иногда они могут прорастать. А во-вторых, у русского человека Православие, можно сказать, заложено в генах. Поэтому, когда идеологический исповедник атеизма совершал жертвенный поступок, то он все же проявлял сокрытое в глубинах его души христианское отношение к жизни.

В человеке заложен нравственный закон, то есть особое внутреннее свойство различения добра и зла, внутреннее требование правды, выражающееся в принципе: не делай другому того, чего себе не желаешь. Еще это называется голосом совести, который буквально повелевает, понуждает нас делать добро, а если мы поступаем иначе, то он осуждает нас, проявляет себя неким внутренним неприятным ощущением. Поучителен пример из Евангелия. Там повествуется о женщине, обличаемой фарисеями в прелюбодействе. Она действительно согрешила. А по законам того времени ее полагалось побить камнями, и никто не считал этого неправильным, ибо жесткие меры поддерживали в их обществе нравственность. Но вот Христос обратился к ним с такими словами: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень». Как сказано в Евангелии, «они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим» (Ин. 8: 7 – 9). То есть, фарисеи, хотя и были правы с точки зрения закона, но почувствовали обличение со стороны внутреннего нравственного закона, то есть совести.

Студент лег на кровать и закрыл глаза. Хорошо иметь квартиру в Питере. Живешь себе на Литейном, сдаешь за десятку. Хорошая прибавка к пенсии! Увнучила бы меня бабка! Жил бы бесплатно, ел бы от пуза! В животе заурчало. Может, пойти попросить в долг? Да ну ее! Она и так ворчит постоянно, что молодежь нынче непутевая, не хочет работать, живет без цели…

…В квартире было тихо. Студент лежал с открытыми глазами и мечтал. Куплю со стипендии колбасы, целый батон! Или нет, лучше пельменей! И с майонезом!

Существует несколько толкований природы совести. Биологическая точка зрения объясняет нравственный закон в человеке его стремлением к удовольствию и личной пользе. Жизненный комфорт, стремление получше устроиться в этой жизни – вот единственный критерий для различения добра и зла. Такая точка зрения вроде бы примитивна, на самом же деле, она самая распространенная. Суть ее такова. Каждый человек исходит из принципа: хорошо только то, что мне полезно и выгодно, плохо то, что мне невыгодно и вредно. Если же я ищу в этом мире собственной выгоды, то должен относиться терпимо к стремлению других людей к их выгоде. Иначе, препятствуя им, я и собственному благополучию наврежу.

Социальная точка зрения предполагает, что нравственный закон порождается социальной жизнью людей. Дело в следующем. В душу уже вложено чувство добра и зла, правды, справедливости, но общество может корректировать эти понятия, и под природное ощущение добра подгонять то, что идеологически выгодно обществу в данный момент. И все-таки общество не может регламентировать абсолютно всю нравственную жизнь человека. Известно, что люди самых разных культур и социальных классов могут иметь одинаковые нравственные воззрения, также как люди, живущие в одном обществе, могут иметь противоположную мораль. Свобода воли человека не сможет до конца вместиться ни в какую социальную среду. Поэтому при одинаковом воспитании люди вырастают совершенно разными.

...Студент тихо поднялся и, не включая свет, прокрался на кухню. У холодильника он остановился, помялся и дернул дверцу. На полочке розовела круглым боком колбаса. Это была ветчинная, его любимая! Студент закрыл дверцу и уселся на табурет. А что если отрезать кусочек? Совсем немного, с полсантиметра! Ну не меряет же она линейкой!

Студент решительно подошел к холодильнику. У нее тут и молоко, и творог, и даже масло сливочное! А ведь это на его деньги старуха шикует! На пенсию столько не наберешь! Студент  достал колбасу, взял нож, помедлил минуту и резко отрубил кусок. Вот так-то! Имею право! Ничего! Она себе еще купит! Вот получит от меня за комнату – и купит!

Так что же это такое – совесть, или по-другому – внутренний нравственный закон, который открывается как высшая определяющая сила, как внутреннее ощущение высшей правды, так что человек порой не может освободиться от голоса своей совести, хотя бы и очень хотел этого? Повторим, что это универсальный, всеобщий закон, не зависящий от исторических, бытовых, культурных условий жизни человека. Но раз существует закон, значит, есть и Законодатель. Поскольку внутренний нравственный закон не имеет человеческого происхождения, значит, есть Тот, Кто этот закон в нас вложил.

Старец Паисий Афонский, этот человек глубокой мудрости, говорил: «Совесть является первым законом Божиим, который Он начертал глубоко в сердце первозданных людей и который впоследствии каждый из нас, рождаясь, получает от своих родителей как ксерокопию». Давайте задумаемся, а что значит само слово «совесть» – «со-весть», то есть «со-ведение» – это врожденное знание, нравственное чувство добра и зла. Она вложена в человека Создателем и поэтому часто называется голосом Божиим в человеке.

...Студент лежал на кровати с открытыми глазами. В животе уже не урчало, но почему-то сон не шел. Он вспоминал бабушку, которая вечером вытолкала его за дверь и приказала идти к Саньке, другу по детсаду, - возвращать пластмассового солдатика. Он не хотел идти, плакал, говорил, что завтра тихонько положит ему игрушку в шкафчик, будто там и лежала.

Но бабушка была непреклонна.

 – Думаешь, можно украдкой делать гадости? А от себя разве спрячешься? Нет, дружок, совесть замучит! Уж лучше ты не шути с ней!

В тот раз он вернул солдатика, и Санька так радовался!

Сегодня он украл кусок колбасы и никогда теперь не избавится от этой тяжести. Не в желудке – в душе! От себя же не спрячешься…

Христианский взгляд на нравственный закон гласит, что человек создан по образу Божию (Быт. 1: 27) и призван к богоподобию, то есть, призван к царственному величию – это заложено в естество человека: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21), – говорил Господь. А царю стыдно поступать не по-царски. Когда мы перестаем соответствовать своему призванию, перестаем быть образом Божиим, то испытываем внутреннюю ущербность, муку несоответствия, как бы мы не оправдали надежды горячо любящего нас родного отца. Вот эта мука несоответствия и называется муками совести. И если говорить точнее, человек чувствует опустошение.

Человек на земле стремится к совершенству, хочет познать Истину, достичь счастья. Но в полноте всё это для нас здесь недостижимо. И все мы находимся перед дилеммой: либо само стремление к счастью и совершенству является самообманом, бессмысленной погоней за тенями, либо же действительно есть Бог, Который подаст ищущим полноту благ в вечности. И значит, сам нравственный подвиг человека здесь на земле, сам поиск истины и жажда высшего блага уже не напрасны.

В материале использована репродукция картины Н. Ге "Совесть. Иуда", 1891г.

Пасха.ру

Оставить комментарий на статью

Ваше имя:
Ваш E-mail:
* Комментарий:
* Введите число на картинке:
* - поля, необходимые для заполнения

О сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика