Я убежден, что если бы люди услышали по-настоящему — Страстную, Пасху, Воскресение, Пятидесятницу, Успение, не нужно было бы Богословие. Оно все тут.
Вначале была музыка…
Идея фильма возникла в результате знакомства Лунгина с творчеством митрополита Илариона. Написанная архипастырем оратория «Страсти по Матфею» стала одной из главных музыкальных тем картины. Правда, митрополит Иларион изначально планировал снять фрески с пасхальными сюжетами и положить на них музыку.
Но Лунгин предложил другой ход: пусть музыканты и их дирижер будут главными героями картины, и в этом случае музыка зазвучит в фильме естественно, она получит право войти в сюжет. «Феллини в «Репетиции оркестра» сделал из оркестра такого коллективного героя. И хотя наш фильм совсем не похож на его работу, это тоже кино про музыку, с музыкой, и музыканты становятся его главными героями», - комментировал впоследствии режиссер.
В результате в основу фильма было положено «бытовое современное действие»: отношения родителей и детей, мужа и жены, людей, работающих вместе. П.Лунгин считает, что подобные проблемы всегда актуальны: что делать в семье, если отец и сын не понимают и даже ненавидят друг друга? Как быть, когда исчезает любовь между мужем и женой? Режиссер уверен, что современное кино уходит от насущных, реальных проблем. Развлекательная направленность кинематографа только уводит человека от их решения, загоняет их внутрь. А это «опасный симптом – нежелание понимать себя, анализировать, не думать, куда движется жизнь».
Серьезная музыка в фильме стимулирует рефлексию зрителя, держит его ум и сердце в напряжении до самого конца картины. По мнению П.Лунгина, эстетическое переживание идёт через изображение, а вот эмоции: слезы, смех – через звук. «В фильме музыка берет на себя эмоциональное состояние зрителя. Поэтому, если у человека есть душа, какое-то душевное чувство, то мне кажется, он реагирует на подобное воздействие, » - считает режиссер.
В фильме звучат фрагменты оратории, но несколько номеров вошли в фильм полностью. Митрополит Иларион так комментирует эту особенность соединения двух видов искусства: «…Сюжетные линии как раз целиком вписаны в тот хронометраж, который необходим для того, чтобы прозвучал данный музыкальный номер. И в этом есть какая-то своя драматургия, отличающая этот фильм от обычных художественных кинолент, под которые пишется музыка. Здесь очевидно, что не музыка писалась под фильм, а сюжет сочинялся под определённую музыку, под определённое настроение».
На протяжении всего фильма оратория звучит внутри главного героя - дирижера Петрова. И только в конце картины зритель видит и слышит ее исполнение музыкантами и певцами в Иерусалиме. «Музыка как-то сама вписалась в картину, — говорит Павел Лунгин. — И оказалось, что получается эффект достижения совершенно нового качества. Она как бы уходит к тебе в душу».
Пасха. ру
Оставить комментарий на статьюО сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования