( http://paskha.ru/filmy_o_glavnom/dirizer/ )

В поисках живой души

Совсем недавно все, кто любит серьезное кино, смогли посмотреть новый фильм Павла Лунгина «Дирижёр». Шесть лет отделяет новую картину от фильма-откровения «Остров». И снова зритель не разочарован.

Лента «Дирижер» - очередная кинопритча от П.Лунгина. Человек, знакомый с творчеством режиссера, понимает, что в кинозале ему предстоит работать умом и сердцем. И все же Лунгину удается застать зрителя врасплох, удается потрясти его, заставить душу сопереживать происходящему на экране, испытать своеобразный катарсис вместе с героями.

Фильм необычен уже тем, что в качестве героев в нем выступают две великие величины: музыка и вера. Заслуга режиссера состоит в том, что он использовал их не в качестве фонового материала, а сделал необходимыми сюжетообразующими своей картины.

Митрополит Иларион, автор оратории «Страсти от Матфея», взятой за основу фильма, видит в этом особенность Лунгинского подхода к работе с материалом: «Мне кажется, то, что в фильме удалось – это связать музыку и религию с повседневной жизнью человека. И показать, что в жизни человека, в переплетениях и хитросплетениях человеческих судеб, вновь и вновь возникают те вечные вопросы, на которые отвечает только религия».

Пути Господни неисповедимы… После просмотра фильма становится понятно, что встреча Павла Лунгина с митрополитом Иларионом в 2006 году была промыслом Божьим. Митрополиту понравился фильм «Остров», а режиссер был впечатлён ораторией «Страсти по Матфею», которая была впервые представлена слушателю в этом же году.

Два талантливых человека, обращенных в своём творчестве к Богу, решили соединить усилия. Музыка была написана на евангельский сюжет, и автор ее, митрополит Иларион, хотел, чтобы в сценарии сначала была представлена история Страстей Христовых, а истории современных людей как бы нанизывались на нее. Но Лунгин работал над фильмом, подобно древнему художнику, который пишет новую фреску поверх старого изображения. В итоге получилась картина, которая повествует о страстях обычных людей, но христианская перспектива, музыкальные реминисценции позволяют фильму стать философским, приобрести общечеловеческое высокое звучание.

Кстати, Лунгин не останавливается только на музыкальных цитатах – он привлекает аллюзии из живописи. Дирижер находит в квартире мертвого сына картину со своим изображением. По сути, это копия с картины Ганса Гольбейна-младшего «Мертвый Христос в Гробу». Той самой, про которую князь Мышкин в «Идиоте» Ф.М. Достоевского воскликнул: «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!» Что хотел сказать сын своему отцу, который не понимал и отторгал его всю жизнь? Может, просил воскресить отцовские чувства, пробудить душу в железном человеке?

Автор фильма считает, что в жизни человека всегда может случиться кризис, от кризиса к кризису и происходит его развитие. Смерть сына для дирижера Петрова становится кризисом, своеобразным душетрясением, после которого он впервые в жизни заплакал. «Что надо было жизни, Творцу, чтобы выбить из него, из этой каменной души, эти слезы? Что с ним произошло?» — спрашивает своим фильмом Павел Лунгин.

Что произошло не только с главным героем, но и с остальными персонажами, зритель поймет сам. Ясно одно – все они после этой поездки уже никогда не будут прежними, потому что многое поймут и о себе, и о своей жизни.

Соавтор П.Лунгина, автор музыки к фильму, митрополит Иларион считает, что получился фильм-напоминание о том, что «некоторые поступки человека могут иметь необратимые последствия, напоминание о хрупкости человеческих отношений и об ответственности человека перед своими ближними». И хочется верить, что после просмотра фильма, каждый сделает что-то доброе для своего ближнего. Хотя бы поставит в Храме свечу о здравии…

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика