Я убежден, что если бы люди услышали по-настоящему — Страстную, Пасху, Воскресение, Пятидесятницу, Успение, не нужно было бы Богословие. Оно все тут.
В истории Русской Церкви есть люди, без которых сложно представить православие в нашей стране. Один из них — святой Сергий Радонежский, «игумен земли Русской».
Будущий великий святой родился в селе Варницы возле Ростова, в семье боярина Кирилла, служивого ростовских удельных князей, и его жены Марии. Точная дата появления на свет младенца Варфоломея — так нарекли его родители — неизвестна.
Русская Православная Церковь традиционно считает днем его рождения 3 мая 1314 года. Мальчику повезло родиться в благочестивой православной семье. Кирилл и Мария были не просто глубоко и искренне верующими людьми, но и чрезвычайно добрыми и отзывчивыми. Несмотря на свои богатство и знатность, они никогда не отказывали во внимании самым простым людям, помогая по возможности всем, кто обращался с просьбой. Кирилл и Мария также причислены к лику святых (дни их памяти — 11 октября и 31 января).
У них было три сына: старший Стефан, средний Варфоломей и младший Петр. Когда Варфоломею исполнилось 10 лет, родители отдали его вместе с братьями в церковную школу. Решение, надо заметить, неочевидное даже для знатных семей того времени — образование тогда не считалось чем-то обязательным. Тем более что учился Варфоломей, прямо скажем, плохо. Не давалась ему учеба, хотя мальчик очень старался. Родители даже хотели забрать его из школы, но тут случилось событие, которое все изменило в жизни будущего святого…
По просьбе отца Варфоломей отправился в поле искать пропавших лошадей. Он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника. Мальчика поразила красота этого человека: «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу». Старик усердно молился. Варфоломей поклонился ему, подошел и встал рядом, ожидая, когда монах окончит молитву. Тот же, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?»
Варфоломей ответил, что конкретно сейчас он ищет лошадей, но вообще-то самое большое его горе — то, что никак не получается одолеть грамоту. И попросил старца помолиться за него. Монах протянул мальчику просфору и велел ее съесть. Сказав при этом: «То тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания… О грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников».
После этого старец собрался идти дальше, но Варфоломей уговорил его зайти в гости, в дом родителей. За обедом родители поделились с монахом своими мыслями о том, что мальчик у них растет не совсем обычный. Например, с самого раннего детства, не отдавая еще отчета в своих действиях, он держал пост, не ел мясо. Более того, когда Варфоломей был младенцем, мать заметила: в те дни, когда она ела мясо, сын отказывался от грудного молока.
Старец как будто бы и не удивился этому. Он сказал: «Отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь. Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей. А знамением истинности этих слов станет то, что очень скоро отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги». Так оно и случилось.
В 1328 году семья Варфоломея сильно обеднела и перебралась в село Радонеж — недалеко от нынешнего Сергиева Посада. После женитьбы старшего сына Стефана постаревшие родители приняли схиму в Хотьково-Покровском монастыре — он в тех же краях. Монастырь существует и по сей день, сейчас он женский, а в те времена был смешанным — там в разных корпусах жили и иноки, и инокини.
После смерти родителей Варфоломей и сам отправился в Покровский монастырь в Хотькове. До него иноческий постриг там принял старший брат Стефан, к тому времени овдовевший. Однако будущему святому хотелось «настоящего», самого строгого монашества — и он уговорил брата основать пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец, посреди глухого Радонежского бора.
Примерно в 1335 году братья построили маленькую деревянную церковь Святой Троицы. Этот год считается годом основания Троице-Сергиевой Лавры. Деревянный храм, конечно, не сохранился, но тот соборный Троицкий храм, в котором хранятся мощи Сергия Радонежского, построен ровно на том же месте.
Лавра — греческое слово, означающее «многолюдный монастырь». Так в России называют крупнейшие мужские монастыри. В нашей стране две лавры: Троице-Сергиева в Сергиевом Посаде (она подчиняется непосредственно Патриарху) и Александро-Невская в Санкт-Петербурге. Статус лавры имеют три монастыря на Украине: Киево-Печерская, Почаево-Успенская и Успенская Святогорская.
Однако пустынная жизнь оказалась Стефану не по душе. Вскоре он уехал в Богоявленский монастырь в Москве, где позднее стал игуменом. А Варфоломей принял иноческий постриг и получил имя Сергий — в тот день отмечалась память мучеников Сергия и Вакха. Года через два в пустынь к Сергию стали стекаться иноки. Почему это происходило — неясно. Ведь к тому времени слава его не была так широка, а деяния — так известны. Скорее всего, потому, что монастырей в русских княжествах тогда было мало — и иноки шли туда, где их готовы были принять.
Как бы то ни было, но уже в 1345 году пустынь отца Сергия превратилась в Троицкий (позже — Троице-Сергиев) монастырь. Вопреки распространенному мнению, Сергий Радонежский был не первым, а вторым игуменом этого монастыря. Первым же был отец Митрофан, от которого Сергий и принял иноческий постриг.
Жизнь в монастыре игумен Сергий построил так, как никто до него. Он запретил братии принимать подаяние и ввел правило, что все иноки живут только от результатов своего труда. И сам же был для них первым примером. Отца Сергия, как отмечали современники, можно было застать только за двумя занятиями: либо за молитвой, либо за работой. Благодаря труду иноков, нищая обитель довольно быстро превратилась в один из самых богатых, а главное — авторитетных монастырей Руси.
К отцу Сергию за добрым словом и мудрым наставлением стремились попасть все: от нищих до великих князей. Многие стали селиться вокруг монастыря — так возникло сначала село, а потом город Сергиев Посад. Слава о мудрости отца Сергия дошла даже до Царьграда — так на Руси тогда называли Константинополь, столицу Восточной Римской империи, главный в то время оплот православного христианства.
Вселенский Патриарх Филофей прислал отцу Сергию с особым посольством Распятие, облачение и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общежитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексия Сергий ввел в монастыре общежительный устав, сейчас принятый практически во всех русских монастырях.
Московский митрополит Алексий, очень уважавший Сергия Радонежского, перед смертью уговаривал его стать преемником, занять кафедру митрополита. Но Сергий решительно отказался: уединение, пусть и в крупным лесном монастыре, казалось ему гораздо более полезным для души, чем участие в бурной московской жизни. Тем не менее человек, авторитет которого все признавали уже в то время, не мог оставаться в стороне от общественной жизни.
Понимая, что у Руси есть только один способ встать на ноги и развиваться — прекращение вражды между княжествами и их объединение, святой Сергий «тихими и кроткими словами» прекращал междоусобицы и мирил князей друг с другом. И победа русского войска под руководством московского князя Дмитрия Донского в Куликовской битве — не в последнюю очередь заслуга святого Сергия.
После Куликовской битвы великий князь Дмитрий Донской стал относиться к радонежскому игумену с еще большим благоговением и всячески ему помогал. В том числе и с его помощью Сергий Радонежский вошел в русскую историю как великий устроитель монастырей. Помимо Троице-Сергиевой Лавры, «игумен земли Русской» основал Благовещенский монастырь в городе Киржач (сейчас это Владимирская область), Старо-Голутвинский монастырь в Коломне, Высоцкий монастырь в Серпухове, Свято-Георгиевский монастырь под Гороховцом (Нижегородская область).
Кроме того, более 40 обителей было основано учениками Сергия Радонежского, многие из которых также причислены к лику святых. Например, по именам учеников святого Сергия — Ферапонта и Кирилла названы, соответственно, знаменитые Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри в Вологодской области.
Накануне своей кончины преподобный Сергий в последний раз обратился к братии с такими словами: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…» Святой Сергий Радонежский умер 25 сентября 1392 года — эта дата, в отличие от дня рождения святого, известна точно.
Интересно, что почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились правила канонизации святых (они были утверждены на Макарьевских соборах). Историк Русской Церкви Евгений Голубинский справедливо заметил, что Сергий Радонежский «сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы».
Тропарь, глас 4-й
Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником; темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Егоже действием светло украшен еси. Но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси, мудре, и не забуди, якоже обещался еси, посещая чад твоих, Сергие преподобне, отче наш.
Пасха.ру
Оставить комментарий на статью
О сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования