Ангелы поют
Иконы и фрески

Воскресение Христово и Двунадесятые праздники
Россия. Ростов. Первая треть XIX в.

А две из десяти — девушки, того самого возраста девушки, что столпились вокруг с парнями, однолетки — но как очищены их лица, сколько светлости в них.

А. Солженицын
Медиа
Поделиться:

Народ прозвал его Владимир Красно Солнышко. Православная Церковь называет его Владимиром Крестителем и почитает равноапостольным — то есть равным апостолам. В русской истории, пожалуй, нет другого правителя, так наглядно продемонстрировавшего собственной жизнью разницу между тьмой язычества и светом Христовой веры.

Vladimir

Владимир был сыном великого князя Святослава Игоревича из рода Рюриковичей и внуком княгини Ольги. До совершеннолетия Святослава, отца Владимира, Ольга правила Киевской Русью и первой из русских правителей, еще до крещения Руси, приняла христианство.

Точная дата рождения будущего князя неизвестна, годом его рождения принято считать 960-й. Воспитывался Владимир в Киеве, под присмотром княгини Ольги.

Уже в 970-м году, то есть примерно в 10 лет, Владимир стал князем Новгородским. Его братьям — Ярополку и Олегу — достались, соответственно, Киевское и Древлянское княжества (древляне — славянское племя, жившее отчасти на территории нынешней Украины, отчасти — Белоруссии).

Наставником и воеводой юного Владимира был Добрыня — брат княгини Ольги. Кстати, скорее всего, именно этот Добрыня стал прототипом одного из трех наших главных былинных богатырей, ведь подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича относятся как раз ко временам князя Владимира.

Молодой князь был невероятно энергичен и амбициозен. В Новгороде ему было тесно. Формально все русские княжества были независимыми государствами, однако первым среди равных было все же Киевское княжество.

Между братьями — Ярополком, Олегом и Владимиром — в 977-м году разгорелась междоусобная война за киевский престол. Победил Ярополк, Олег погиб, а Владимир бежал к норвежскому королю Хакону Могучему. Таким образом, Ярополк в одиночку начал управлять всеми тремя княжествами сразу, то есть, фактически, всей Киевской Русью.

Vladimir_korsun

Владимир с помощью своего воеводы Добрыни набрал в Скандинавии наемников-варягов и с их помощью в 980-м году вернулся в Новгород. Он отвоевал у Ярополка город за городом и в результате взял в осаду Киев. Ярополк был убит, а Владимир стал единоличным правителем Киевской Руси.

Портрет князя Владимира — как, впрочем, любой исторической личности — сложно нарисовать одной краской. Из летописей известно, что в языческий период своей жизни киевский князь не отличался высокой моралью, имел столько жен, наложниц и, как следствие, детей, что исследователи до сих пор всех не сосчитали. Да и свой княжеский трон Владимир Святославич занял не очень красиво — с помощью наемников. А победив, возвел в Киеве капище славянских языческих богов (их статуи назывались капами, отсюда и «капище») и жестоко расправлялся со всеми, кто исповедовал другие религии. Именно в это время в Киеве были убиты одни из первых русских христианских мучеников — варяги Федор и Иоанн. Позже, сразу же после принятия христианства, на месте их гибели Владимир распорядился построить Десятинную церковь.

При Владимире начали чеканить первые русские деньги (златники из золота и сребреники, соответственно, из серебра) — до того в ходу были византийские и арабские деньги. При Владимире на Руси стали массово строиться каменные здания и целые города: Белгород, Переяславль, естественно — Владимир и многие другие.

Владимир Святославич первым из киевских князей попытался объединить русские земли, защитить их от многочисленных врагов — при нем была создана первая засечная черта, то есть граница Киевской Руси. Он выиграл десятки войн с неприятелями и присоединил к Руси огромные территории.

При Владимире русские люди начали читать и писать — до него вполне обходились устной речью.

Но главное, что сделал князь Владимир для всех русских людей — это, конечно, крещение Руси в 988-м году. Приняв христианство, князь Владимир изменил не только дальнейшую судьбу всех русских, украинцев и белорусов, бывших тогда одним народом, но и свою собственную. К моменту восшествия князя Владимира на киевский престол на Руси уже были христиане, но большинство людей оставались язычниками.

Русский народ стремительно развивался, в том числе и духовно; многие если не понимали, то чувствовали, что Перун, Даждьбог, Велес и другие языческие боги уже не могут дать ответы на Главные вопросы. Понял это и князь Владимир. То, что веру для Руси Владимир именно выбирал — факт, подтвержденный летописями. Великий князь принимал у себя и посылал свои посольства к мусульманам, иудеям, христианам-«латинянам» (нынешним католикам) и христианам-«грекам» — нынешним православным.

И в 987-м году после Рождества Христова выбор был сделан: Русь было решено крестить «по закону греческому», взятому от Византии. Об этом князь Владимир объявил на своем Совете — прототипе нынешнего парламента.

Сейчас невозможно представить русских людей неправославными, русский пейзаж — без храмов с куполами, русскую жизнь — без Христа. Однако наивно думать, что народ Киевской Руси с радостью воспринял нововведение своего князя и толпами пошел креститься.

Но Владимира Святославича к форсированию событий подтолкнула сама жизнь. У Византийской империи в тот момент были серьезные проблемы. В 988-м году полководцы Варда Склир и Варда Фока решили совершить военный переворот и занять места правивших тогда братьев-императоров Василия и Константина. Императоры попросили помощи у киевского князя — несмотря на то что Византия и Русь враждовали, а греки считали «руссов» варварами, что, в общем, на тот момент было справедливо.

Anne_of_Kiiev

Владимир согласился помочь, а в качестве благодарности попросил руки сестры императоров — Анны. Династический брак был хорошим способом завязать контакты с могущественными и авторитетными в мире византийскими императорами. Русь как государство тогда только зарождалась, и политическая поддержка Византии была ей необходима.

Братья были удивлены дерзостью «царя руссов», однако выхода у них не было. Они дали согласие на брак при условии, что Владимир примет христианскую веру. Для Владимира принятие Христовой веры не просто не было проблемой, но и было его искренним желанием — о чем он и объявлял своему Совету за год до описываемых событий.

Князь был крещен и отправил в Византию войско, с помощью которого мятежники были разгромлены. Однако братья-императоры не спешили выполнять условия договора — выдавать замуж за Владимира свою сестру. Возмущенный Владимир вновь собрал войско и захватил византийский город Херсонес (нынешний Севастополь) — главную греческую крепость на Черном море. Такой аргумент на императоров подействовал: там же, в Херсонесе, он был обвенчан с Анной. После этого город вернули Византии.

Вместе с византийской царевной на Русь прибыл первый в нашей истории митрополит — Михаил, назначенный на киевскую кафедру Патриархом Николаем II Хризоверхом. А с митрополитом Михаилом — священники, дьяконы, богослужебные книги, кресты, иконы, частицы святых мощей. Так началась Русская Православная Церковь.

Vladimir_krezeniie

Вернее, началась она чуть позже — когда князь Владимир с новой женой вернулся в Киев и объявил всем жителям города: «Если кто не придет завтра на реку — богатый или бедный, нищий или раб — будет мне враг». А «завтра» и было то самое крещение Руси — событие, пожалуй, самое красивое и значимое в нашей истории — тысячи киевлян вошли в воды Днепра и были крещены «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Должны были пройти еще сотни лет, чтобы вера в Христа стала органичной, неотъемлемой частью русской души — настолько неотъемлемой, что без христианства, пожалуй, русских и вовсе не существовало бы. Но духовно русский народ родился именно в 988-м году — благодаря святому князю Владимиру.

ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ

Князь Владимир ввел в Киевской Руси «церковную десятину» — он отдавал на нужды Церкви десятую часть своих доходов и то же повелел делать своим подданным. Вот почему первый на Руси каменный православный храм — церковь Успения Пресвятой Богородицы — называется Десятинным.

Desyatinnyi_Kiiev

Он был построен между 989-м и 996-м годами. Летопись сохранила молитву, с которой святой Владимир обращался к Богу при освящении Десятинного храма: «Господи Боже, призри с Небесе и виждь, и посети винограда Своего, яже насади десница Твоя. И сверши новые люди сии, им же обратил еси сердце и разум — познати Тебя, Бога Истинного. И призри на церковь Твою сию, юже создал недостойный раб Твой во имя Рождшей Тя Матери, Приснодевы Богородицы. Аще кто помолится в церкви сей, то услыши молитву его, молитв ради Пречистой Богородицы».

В 1007 году в Десятинную церковь по просьбе князя Владимира были перенесены мощи святой равноапостольной княгини Ольги. А в 1011 году там была погребена его супруга и сподвижница блаженная царица Анна.

В Десятинном храме был похоронен и сам святой князь Владимир. Он умер 15 июля 1015 года.

Владимир Креститель прожил долгую по тем временам жизнь — примерно 55 лет, из них 28 — будучи христианином. А первый на Руси храм ждали нелегкие испытания. В конце 1240 года Киев взяли орды хана Батыя. Уцелевшие киевляне укрылись в храме и пытались оказывать сопротивление.

Desyatinnyi_Kiiev_XIX

Однако монголы подожгли храм, в результате чего рухнули купол и стены. Все защитники Киева были погребены под руинами. Раскопки начались лишь в 30-х годах XVII века по инициативе митрополита Петра Могилы. Были обнаружены саркофаги с телами святого князя Владимира и блаженной Анны. Часть из них была захоронена в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, часть — в киевском Софийском соборе.

В 1842 году на этом месте был построен второй Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы. Предварительно были очищены и сохранены фундамент, остатки мрамора и мозаик старого храма. В 1928 году Десятинная церковь была разрушена снова — на этот раз большевиками. Сейчас Десятинная церковь строится в третий раз.

Тропарь, глас 4-й

Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола сидя матере градов, Богоспасаемого Киева: испытуя же и посылая к Царскому граду уведити православную веру, обрел еси безценный бисер - Христа, избравшего тя, яко второго Павла, и оттрясшего слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Темже празднуем твое успение, людие твои суще, моли спастися державы твоея Российския начальником и множеству владомых.

Пасха.ру

Оставить комментарий на статью

Ваше имя:
Ваш E-mail:
* Комментарий:
* Введите число на картинке:
* - поля, необходимые для заполнения

О сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика