Так безконечно хорошо, когда запели 9-ю последнюю песнь. Дальше, я знаю, будет тоже хорошо, но затем все-таки опять пойдут, громыхая, трамваи, будут приезжать визитеры в мундирах и с орденами, — все уже будет не то.
Христос говорил о нем, что до Иоанна на земле не было людей более великих. Православная Церковь почитает его вторым, после Девы Марии, своим святым. Крестив Иисуса в водах Иордана, Иоанн Предтеча — так его еще называют — провел черту между Ветхим и Новым Заветами.
«Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его; Ибо все Пророки и Закон прорекли до Иоанна» (Мф.11:11-13). Эти слова Спасителя предельно точно отражают роль святого Иоанна в евангельской истории. С одной стороны, он был последним пророком уходящего ветхозаветного периода, с другой — именно Иоанну было суждено стать не только Предтечей, то есть предвестником пришествия на землю Сына Божьего, но и Его Крестителем.
С одной стороны — он, по признанию Христа, величайший из живших в то время на земле людей. С другой — самый «меньший в Царстве Небесном больше его». Ведь Иоанну, несмотря на то что его признали святым при жизни, в Царство Небесное было суждено попасть только после того, как Христос Воскреснет и откроет людям, в том числе и Своему Крестителю, путь к спасению.
Об Иоанне Предтече известно не так уж много. Тем не менее его историчность, то есть реальность существования, никогда не отрицалась даже учеными-атеистами. Будущий Креститель родился в семье священника Захарии и праведной Елисаветы. Елисавета приходилась Богоматери двоюродной сестрой, а Захария был тем самым священником, который встретил Деву Марию у входа в Иерусалимский храм, когда родители привели Ее туда трехлетней девочкой.
Рождение Иоанна нельзя объяснить ничем иным, кроме как промыслом Божьим: он должен был стать последним пророком Ветхого Завета, и он стал им. Но для этого он должен был родиться в семье людей, где рождение ребенка было невозможно: и Елисавете, и Захарии было очень много лет; первенцы в таком возрасте не рождаются. Поэтому, когда Захарии во время службы в Храме явился Архангел Гавриил и сообщил, что у него родится сын и «многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом», Захария не поверил.
За недоверие к Богу Архангел наказал его немотой. Когда родился мальчик, родители должны были дать ему имя. Архангел сообщил Захарии, что имя ребенка будет Иоанн (с еврейского — Бог смилостивился). Но Захария не мог говорить! Тогда, как рассказывает евангелист Лука, «Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним» (Лк.1:63-66).
Иоанн Креститель был ровно на 6 месяцев старше Иисуса. Никто не знает точного возраста Иоанна Крестителя на момент казни Спасителя, но о разнице в 6 месяцев известно точно. Ведь о чуде рождения у Захарии и своей двоюродной сестры Елисаветы сына Иоанна прекрасно знала Дева Мария. Иоанн Креститель, как пишет евангелист Лука, начал проповедовать «в пятнадцатый год правления Тиберия кесаря», — то есть примерно в 28-29-х годах нашей эры. Соответственно, Иоанну, как и Христу, было в тот момент по 28-29 лет.
Иоанн ходил «по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лк. 3:1). Главным в проповеди Иоанна был призыв к покаянию. Ведь он знал, что следом за ним идет Мессия, и он должен был подготовить народ к Его приходу. Он призывал людей покаяться в гордыне, лицемерии, нелюбви друг к другу — в несоблюдении заповедей, данных Богом. «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исайя», — говорил Иоанн.
Как ни странно, многие прислушивались к нему. Ведь, во-первых, евреи ждали прихода Мессии. Во- вторых, они знали, что перед Мессией на землю должен вновь прийти пророк Илия. Поэтому многие принимали Иоанна если не за мессию, то за Илию. Иоанн не был ни тем, ни другим. Но от этого человека, жившего в пустыне, одетого в грубую одежду из верблюжьей шерсти и питавшегося диким медом и саранчой, исходила такая духовная мощь, что люди слушали его и следовали за ним.
Иоанн призывал к духовному очищению, символом которого служило ритуальное омовение в водах реки Иордан. Именно на берег Иордана к Крестителю пришел Христос. Проповедуя, Иоанн обличал людские пороки и призывал в них покаяться. В числе прочих он обличал и тетрарха (одного из четырех правителей) Галилеи, Ирода Антипу, в том, что он «увел» у своего брата Ирода Филиппа жену (и одновременно племянницу обоих) Иродиаду и женился на ней, тем самым грубо нарушив еврейский Закон.
Ирод Антипа арестовал Иоанна — это произошло в один из тех сорока дней, когда Христос находился в пустыне — но казнить не решался, поскольку пророк был очень популярен у народа.
Обо всем этом рассказывают Евангелия от Матфея и Марка. Так же как и о том, что в день рождения Ирода Антипы (его, кстати, не надо путать с царем Иродом) дочь его жены Иродиады «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним», то есть его гостям. В награду за танец Ирод пообещал девушке выполнить любую ее просьбу.
Та посоветовалась с матерью, которая ненавидела святого Иоанна за обличение ее неправедной жизни, и попросила в подарок… голову Иоанна Крестителя.
Ирод не ожидал такого, он, напомним, очень боялся казнить Иоанна, но «ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей». Стражники пошли в тюрьму, казнили святого Иоанна, а его голову принесли на блюде в качестве подарка девушке, а та «отдала ее матери своей». Тело Иоанна похоронили его ученики. Христу о смерти Его Крестителя сообщили сразу же, как Он вернулся из пустыни.
Это классический пример совмещения несовместимого — языческого праздника Купалье, посвященного языческому же богу Купале и отмечаемого в самую короткую ночь в году (21-22 июня), и дня памяти Иоанна Крестителя.
С приходом христианства праздник стали отмечать в день рождения Иоанна Крестителя (24 июня по старому стилю), откуда, собственно, и название — Иван Купала. Однако обряды (самые безобидные из которых — прыжки через костер и поиск цветка папоротника) остались языческими.
С переходом на новый стиль дата рождения Иоанна сдвинулась на 7 июля. То есть праздник потерял даже примерное астрономическое соответствие солнцестоянию.
Тропарь, глас 4-й
Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися, славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.
Пасха.ру
Оставить комментарий на статьюО сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования