Я убежден, что если бы люди услышали по-настоящему — Страстную, Пасху, Воскресение, Пятидесятницу, Успение, не нужно было бы Богословие. Оно все тут.
«Тварь я дрожащая или право имею?»
Молодой режиссер Николай Дрейден снял свой первый полнометражный художественный фильм «Придел Ангела». Примечательно, что для дебюта был избран необычный жанр – духовное кино. И главное в этом жанре – не внешние церковные атрибуты, а суть: действие Духа в мире и человеке. И режиссеру это вполне удалось отразить.
После просмотра фильма убеждаешься, что главная действующая сила в кинокартине и жизни – Господь Бог. Однако его присутствие в жизни людей показано не сразу: Господь не приходит туда, куда Его не зовут. Поэтому первоначально создается впечатление, что лишь человеческая воля вершит все на земле. Причем чем решительнее и бессовестнее эта воля, тем больше позволяет себе человек.
Вопрос, волновавший российскую интеллигенцию в XIX в., отражен в романе Ф.М.ДОстоевского «Преступление и наказание»: «Смогу ли я переступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею…». Этот же вопрос решен в первой части фильма определенно и положительно.
Главный герой Максим Прошин бестрепетно присваивает себе право вершить, ломать судьбы людей и даже убивать. «Я не сатана и не дьявол, а строитель светлого будущего», — так рекомендуется молодой комиссар священнику, ведомому на расстрел.
Во имя светлого будущего чекист Прошин не только убивает священника, он сводит счеты со своим прошлым, бросает вызов Богу: оказывается, его отец тоже был священником.
Через незначительные детали в монолитной фигуре атеиста проступает образ блудного сына, разругавшегося со своим Отцом небесным, пытающегося доказать свою себялюбивую правоту и настоять на своей воле. Однако в русском народе давно подметили, что «своя волюшка доведет до горюшка».
Главный герой, избравший путь без Бога, последовательно ведется по нисходящей моральной линии. И если расстрел священника он совершает почти бестрепетно, прикрываясь идеологическими убеждениями, то следующее задание - убить девочку, помогавшую ему перейти границу, только лишь потому, что она лишний свидетель, вызывает в его душе нешуточную борьбу.
«Бог с дьяволом борется, а поле битвы — сердце человеческое» - эти слова Достоевского прекрасно воплощены в актерской работе Алексея Морозова, сыгравшего роль Прошина. В этой борьбе главный герой выбирает сторону Бога: он не убивает Женю. Этот выбор меняет жизнь Максима – теперь его направляет главная действующая сила - Господь Бог.
Хотя внешне кажется, что все идет как шло раньше, и эпизод с Женей – это лишь досадная слабость, недоразумение. Прошин внедряется в число братии северного православного монастыря, исполняя задание убить Густава Маннергейма, легендарного финского фельдмаршала, который приезжает навещать настоятеля монастыря — своего бывшего однокашника по Николаевскому кавалеристскому училищу. Однако на самом деле в его душу все глубже проникает благодать.
И в решающий момент голос Бога «Не убий!» становится решающим, Максим не выполняет задание: Маннергейм уезжает живым и невредимым из монастыря. А раскаивающийся убийца Максим Прошин возвращается в Отцу Небесному: он становится иноком в этом монастыре.
Пасха.ру
О сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования