Христос — это высшее, что было на земле! Ему поклониться звало непобедимое чувство — поклониться в духе и истине. Незабываемый день! Оглядываясь на него, я чувствую благую руку Промысла, которая увлекла меня из темных и узких коридоров лабиринта, в котором я блуждал.
«Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?»
Смысловую глубину фильму с первых кадров задает музыка. Над необозримыми российскими просторами льется роскошная музыка Дж. Верди. Звучит «Хор рабов» из третьего акта оперы «Набукко». 136 Псалом «На реках Вавилонских» исполняется по-итальянски. В нем отображена скорбь идуейского народа , изгнанного из родной земли, томящегося в вавилонском плену.
Плачут иудеи о своем возлюбленном отечестве, которое утрачено было ими же по нерадению. Потеряна земля обетованная, променял Богом избранный народ Господа своего на удовольствия – и вот расплата. Никого не пощадили вавилоняне. Разграбили, сожгли земли и поработили народ. И осталась пленникам только память о былом величии . Однако, их главное страдание – не только тяготы плена. Они готовы претерпеть и большее, лишь бы не петь на чужой земле на поругание иноплеменникам свои песни – духовные гимны, которые по завету предков можно петь только в Иерусалимском храме.
Последние кадры фильма сопровождают бодрые ритмы группы «Boney M», исполняющей хит «Rivers of Babylon» - все тот же 136 Псалом в современной аранжировке. Таким образом, музыка намекает зрителю, выстраивает ряд аллюзий: пленение идеологическое (коммунизм) и пленение физическое (захват советских территорий фашистами во время Второй мировой войны). Но главная мысль – пленение души грехом, подчинение вечной души тленному и временному. Конфликт вечного и суетного отражен в фильме на уровне деталей. Однако эти штрихи, как зарубки, возвращают размышления зрителя к заданной теме.
Весь фильм состоит из новелл, посвященных церковным праздникам, которые празднуются каждый год: Рождество Христово, Пасха, Покров и т.д. В каждой новелле душа человеческая ставится перед выбором: главное или суетное? Это раздвигает временные рамки фильма до масштабов вечности: перед таким выбором стояли иудеи в вавилонском плену, христиане на арене римского Колизея, русские люди накануне революции и простой сельский поп – священник Александр Ионин, решивший ради помощи страдающим в оккупации людям стать участником Псковской миссии. Перед выбором стоит каждая человеческая душа. Каждый миг мы выбираем: вечность, ради причастия которой жизнь требует от нас серьезных усилий и труда, или тлен, который многообещающе манит желаемыми удовольствиями, но никогда не дает обещанного.
Но что же это за пропуск в Вечность? Что живет в сердце о. Александра и его матушки – «точильного камня»? Это Любовь. «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.» (1-е Иоанна, гл 4, 12-16) Именно Любовь помогает преодолеть смертный страх перед фашистами, дает силы помогать военнопленным в концлагере и дать приют более десятку детей-сирот.
Духовная суть фильма проявляется сквозь исторический фон кинокартины постепенно. Зритель не видит танковых атак и налетов авиации. Однако смерть – повсюду: неожиданная, нелепая, случайная. Режиссер показал бессмысленную, зачастую вынужденную жестокость войны на примере жизни оккупированной деревни. И эти картины не оставляют зрителя, привыкшего к экранным «потокам крови», равнодушным. А оттого, что убийства и горе показано буднично, а враг не изображен бездушным монстром, вопрос о патриотизме становится еще более остро.
«Кто такой патриот? Где границы Отчества?» – вот ряд вопросов, которые ставятся фильмом. С первых кадров один из священников Псковской миссии заявляет, что «большевики – не наше отечество». О. Александр ему возражает: «Я крещен в честь Александра Невского. А он – немцев бил. Мы же – русские». В фильме показан и православный офицер фашистских войск Фрайгаузен, рожденный в Российской Империи, воевавший на стороне Колчака и от души помогающий о. Александру в его заботах о русском народе. Есть в фильме и русский солдат – атеист, спасающий попа от красного комиссара. И русский Владыкин, расстреливающий русских стариков и детей ради спасения своей жизни.
Уводя зрителя от «ура-патриотизма», показного и фальшивого, фильм подводит к мысли, что Отечество у людей, разделенных зачастую искусственными перегородками, – одно. И оно не от мира сего.
Мы все призваны стать гражданами Царства Небесного. Именно поэтому в конце фильма показан монастырь как символ Горнего Иерусалима – истинного отечества души человеческой. А на земле наша миссия – творить дела Любви.
Оставить комментарий на статьюО сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования