Ангелы поют
Иконы и фрески

Воскресение Христово и Сошествие во ад
Палехские письма. 2-я половина XIX в.

Святой час уже наступил, и, когда земная Москва поднялась навстречу Воскресшему Христу и ждала Его в золотых огнями храмах, над этою зримою Москвой уже незримо стояла ополченная на молитву другая — небесная, вечная Москва.

Е. Поселянин
Медиа
Поделиться:
Главная
Фильмы о главном
«Остров»
Радость киноискусства

Черное и белое

Павел Лунгин создал фильм с почти нулевой внешней драматургией (в классическом понимании киносюжета). Но это не исключение, а скорее забытая русская традиция. Такой была драматургия Чехова. Он тоже считал, что люди обычно не произносят длинных речей, не говорят стихами и редко дерутся. Просто за время торжества голливудских фильмов мы отвыкли от этого.

Основные события в фильме происходят в 70-е годы, поэтому он слегка стилизован под советское время, изображение окутано дымкой соцреализма. Ретро-стиль в данном случае помог создателям погрузить зрителя в атмосферу духовности, просветления.

Киноувертюра завораживает: по белой морской ряби движется черный лодочный силуэт. Слышится тихий голос, произносящий слова Иисусовой молитвы: "Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного".

Перед зрителем неторопливо разворачивается панорама Русского Севера. Суровая карельская природа показана бескомпромиссно: здесь только две краски — белая и черная. Но эта суровость, только подчеркивает настрой картины. В жестких условиях севера любой росток уже событие, благо Господне, как росток веры и покаяния в ожесточившихся людских душах.

Эстетически и стилистически фильм перекликается с работами датского киномастера Ларса фон Триера. Сочетание белого и черного — смысловой и эстетический стержень произведения. Черное - это уголь. Первые кадры фильма и, собственно, история главного героя начинается с угля: молодой моряк Анатолий пытается спрятаться в кучу угля от фашистов. Но тщетно. Под дулом немецкого автомата он разгребает уголь и выдает своего старшего товарища, которого через несколько минут сам же и расстреливает.

Попав в монастырь, монах Анатолий получает послушание в котельной. Уголь - его грех, его судьба. Старец не только возит тачки с углем, он весь им пропитался, дышит им, слился с ним в буквальном смысле слова, он и спит на угле. Герой Петра Мамонова смиряется до почти полного неразличения с черной пылью и в реальности осуществляет слова псалмопевца Давида: "Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей". Но парадокс в том, что, именно осознав себя червем, монах Анатолий и поднимается в свой полный духовный рост, и мы начинаем понимать непреложную христианскую истину: "Сила Божия в немощи совершается". Об этой силе говорится в Евангелии от Иоанна: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга".Пламень от горящего в топке котельной угля, становится метафорой главной евангельской заповеди.

Изумительно подобран весь актерский состав "Острова". Вдохновенно и искренне играют Виктор Сухоруков и Дмитрий Дюжев. Это, несомненно, их лучшие роли на сегодняшний день. В игре, точнее в действе главного героя Петра Мамонова, обнаруживается святоотеческое церковное понимание последовательности духовного восстановления личности: покаяние - любовь - свобода. Покаянное чувство героя передано настолько достоверно, что о фильме забываешь. Актера нет, есть живой кающийся человек. Это сродни преображению.

Фильм Павла Лунгина дает возможность увидеть себя и мир в простой и глубокой ясности, отделить черное от белого и понять, что без Солнца Правды - Господа Иисуса Христа - все погружается во тьму греха, небытия. Путь к Свету Жизни лежит через покаяние. Только оно может вывести человека из "тени смертной". Павел Лунгин так и сказал: "Главная задача фильма - показать, что Бог есть".

Особо стоит отметить операторскую работу: это ещё одно из достоинств фильма. Долгие планы очаровывают: в течение минуты крупным планом видишь, как накатывает береговая волна, слегка заходя на снег, а под ней колышутся пряди травы. Кадры сопровождаются колокольным перезвоном, хоровой музыкой — всё настраивает на вдумчивое восприятие картины. Но при этом он снят просто и доступно для любого зрителя.

В сценарий красиво вплетен уместный по сюжету и легкий юмор. И еще… Фильм снимает все вопросы по поводу возможности воцерковления культуры и показывает, что Церковь и культура не противники, а союзники.

В статье частично использованы материалы из статьи священника Александра Шумского «Снег и уголь»

Пасха. ру

Оставить комментарий на статью

Ваше имя:
Ваш E-mail:
* Комментарий:
* Введите число на картинке:
* - поля, необходимые для заполнения

О сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика