• В нашей жизни есть вещи, о которых мы можем сказать, что знаем их достаточно хорошо, что они были нами хорошо исследованы и изучены: мы знаем свои пять пальцев, мы даже так и о других вещах говорим – знаю как свои пять пальцев. Мы знаем, как устроена наша комната (какие вещи в ней находятся), наша квартира, мы более-менее представляем себе, как устроена наша школа и т.п.
• Благодаря чему мы так хорошо узнали эти явления? В первую очередь, благодаря тому, что мы часто их видели своими глазами. Именно собственному зрению мы с вами привыкли доверять больше всего на свете. Когда мы хотим кому-то что-то доказать, мы обычно говорим: «Да я своими глазами это видел!» Есть даже такое специальное слово «очевидно» - «очевидный факт», «очевидная истина».
• Но всегда ли то, что мы видим, существует на самом деле? (мираж в пустыне, спецэффекты в кино, сны и пр.).
• К этому вопросу можно подойти и с другой стороны: можем ли мы увидеть все, что существует? (ветер, мысли, звуки, запахи, вкус еды). Мы, верующие люди, считаем, что наш мир не ограничивается лишь тем, что можно увидеть и потрогать. В нашем мире есть явления, силы и даже разумные существа, которых мы не видим, но они все же существуют, даже управляют нашим миром. Кто это?
Таблица
А |
З |
Б |
О |
Г |
Н |
Д |
Е |
Ч |
В |
Г |
Ф |
У |
М |
Р |
Е |
И |
О |
Ш |
Н |
Л |
Б |
Е |
С |
А |
• Найдем в таблице подсказки и расставим найденные слова в правильной последовательности по старшинству (прокомментировать каждый пункт):
1. Бог________________
2. Ангел______________
3. Человек____________
4. Бес________________
• Как же мы можем знать о их существовании, если они невидимы? Поднесите к лицу свою ладонь и дуньте на нее. Что с ней происходит? Мы чувствуем, что на нее действует что-то невидимое.
• Дело в том, что и сверхъестественные силы порой проявляют себя в нашем мире. Наверное, самым ярким и действенным их проявлением является чудо. Сейчас мы с вами посмотрим небольшой анимационный фильм, в котором рассказывается сразу о двух таких чудесах.
• Чудо Архистратига Михаила в Хонех (Диск 3.2) (1.57-6.56) = 5 мин.
• Мы только что посмотрели мультфильм, в котором говорилось о чуде, которое совершил Архангел Михаил, а что такое чудо? Например, для человека каменного века чудом было практически все вокруг. Человек не знал, откуда берется огонь, какова его природа – разве это не чудо? Или то, как весной по всему миру распускаются миллионы цветов разнообразных оттенков и форм – это чудо? А фокус – это чудо?
• Действительно, и природные явления, и фокусы, которые нас поражают, мы называем словом «чудо», однако на самом деле все это естественные явления, а настоящее чудо – это явление сверхъестественное, связанное с проявлением в нашем мире мира духовного, невидимого.
• Благодаря чудесам, мы знаем, что наша вера не слепа, чудеса подтверждают то, во что мы верим. Но что такое «вера»? Как можно определить это понятие? Слово «вера» происходит от индо-иранского корня «вар». Помимо слова «вера» в русском языке есть и другие слова с этим корнем, причем между ними на первый взгляд нет ничего общего. Например, «варенье» и «варежки» – что между ними общего? Варенье – это ягоды, которые «сварили», т.е. воздействовали на них теплом. И варежки дают тепло нашим рукам. Да, корень «вар» означает тепло, точнее жар, огонь. Не случайно огонь с древнейших времен считается универсальным религиозным символом, почему?
• Смотрите, что происходит с любым предметом (показать), он падает на землю, но с огнем все иначе – он стремиться к небу. Древний человек сжигал на огне жертвы, которые приносил Богу, и огонь как бы возносил их, доставлял на небо.
• В христианском храме тоже приносится жертва, только этой жертвой уже является не животное, а молитва, «жертва хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Божие» (Евр.13,15). А символом нашей молитвы является огонь свечей и лампад, которые мы зажигаем в церкви. Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из серии телевизионного цикла «Закон Божий», которая посвящена устройству православного храма.
• Закон Божий «Храм и его устройство» (Диск 4.8) (0.28-3.09; 3.39-4.29; 6.50-8.30) = 4.40 мин.
• Закрепление материала с помощью плана храма на доске (план храма, 3 части храма (алтарь, храм, притвор), священные предметы, расположенные в алтаре (престол, жертвенник, семисвечник)).
• Конечно же, мы можем молиться не только в храме – всегда и в любом месте мы можем обратиться к Богу и будем услышаны. Зачем же тогда нам нужен храм? Помните, в самом начале мы говорили о том, что мы не можем увидеть звуки, например, музыку? Это так и не совсем так. Человек, который знает ноты, может увидеть партитуру и тогда он сможет услышать, как должна звучать музыка. Или мы не можем увидеть вкус еды, но кулинар способен посмотреть на рецепт блюда и понять, каким оно должно быть на вкус. Точно так же и все те изображения, предметы и священнодействия, которые мы видим в храме, способны помочь нам сосредоточиться для молитвы. Более того, Святые Таинства, совершаемые в храме, могут дать нам некоторое представление о том духовном мире, в котором живет Бог, Ангелы и святые.
• Но возникает другой вопрос: вот мы можем обратиться к Богу с помощью молитвы, а Бог отвечает нам или это односторонняя связь? Если может, то как? Давайте посмотрим, как такое возможно?
• Пророк Иона (Диск 1.5) (0.17-3.45) = 3.30 мин.
• Как вы думаете, сколько способов обращения Бога к человеку показано в этой истории?
1) Бог обращается к святым людям (пророкам, святым)
2) Через святых Он обращается к нам (Священное Писание и Священное Предание)
3) Обстоятельства жизни
4) Совесть
• Заключение.
Итак, мы сегодня узнали сразу несколько очень важных вещей.
1) Существует не только видимый мир, но и невидимый
2) Невидимый мир порой проявляется в нашем мире через чудеса
3) Мы через молитву и церковные Таинства можем вступить в общение с духовным миром: Богом, Ангелами и святыми
4) Господь отвечает нам иногда непосредственно, иногда через Священное Писание и творения святых, иногда через жизненные обстоятельства или через нашу совесть.
На уроке использованы фрагменты мультимедийного пособия "Дорога к Храму"