...Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
Евангелие от Матфея (6,14-15)
Таинство Исповеди или Таинство Покаяния является одним из ключевых Таинств в Церкви. Именно с проповеди покаяния начинается новозаветное благовестие: В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3,1-2).
А после того как Господь принял крещение от Иоанна Предтечи, Он и Сам стал проповедовать, призывая слушателей к покаянию: С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4,17). Из слов Иоанна Крестителя и Господа можно сделать вывод о том, что наше покаяние является необходимым условием для наступления Царства Небесного на земле, однако это неверно. Вот что говорит Спаситель Своим ученикам, когда посылает их на проповедь: «Если придете в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, и исцеляйте находящихся в нем больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие. Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие» (Лк.10,8-11).
Выходит, что Царство Божие во Христе приблизилось к нам, независимо от того, покаялись мы или нет, изменилось что-то в нас или мы так и остались прежними, «нераскаянными». Зачем же Богу нужно наше покаяние, если нет никакой разницы? Ответ на этот вопрос дает нам апостол Иоанн Богослов, который передает слова Христа более подробно: «Вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1Ин.1,5-9). Значит, покаяние нужно не просто для того, чтобы дать Богу действовать, а для того, чтобы дать Ему действовать в нас.
По-гречески «покаяние» звучит как «μετάνοια», буквально – «изменение ума». Что имеется в виду? Неужели для того, чтобы быть с Богом, нам необходимо сойти с ума? Конечно же, нет, а что тогда? Тут будет интересно проследить происхождение самого слова «покаяние». В литовском языке, который из живых языков ближе всех к санскриту, этому праязыку европейских народов, сохранилось слово «kaina» – «цена» (собственно и в русском слове «цена» можно угадать этот корень, но все же в литовском он очевиднее). Так вот, покаяние означает переоценку ценностей. Жизнь в Боге –это постоянное развитие, и для того, чтобы двигаться дальше, время от времени необходимо подводить итоги –от чего-то отказываться, к чему-то стремиться. Покаяние похоже на процесс сбрасывания змеей старой кожи, именно это мы и делаем на каждой Исповеди: отказываемся от своих грехов, которые сковывают наше движение к Богу.
В материале использована репродукция картины Б.Клементьева "Исповедь"
Пасха.ру