Любой писатель, решивший взяться за документальный роман, наверняка понимает, насколько велика его ответственность как перед читателями, так и перед историей. Нужна ювелирная точность, чтобы не перейти ту грань, за которой авторское осмысление тех или иных исторических событий может превратиться в их фактическое искажение.
Александр Поляков, по всей видимости, таким редким даром обладает. Его исторический роман «Великаны сумрака», разошедшийся немалым по нынешним временам десятитысячным тиражом, основан на реальных событиях из истории нашей страны. А главное действующее лицо романа – известная, если не сказать, легендарная и даже загадочная личность – Лев Александрович Тихомиров, социолог, публицист и общественный деятель.
Именно как о загадке говорит Александр Поляков в своем романе о судьбе Тихомирова. При этом автор словно бы подчеркнуто не стремится завязать пресловутую «интригу повествования» и уже с первых страниц книги довольно явственно намекает на главное. Используя удачный литературный прием «начала с конца», он знакомит читателя со Львом Тихомировым… накануне его смерти.
Впервые он предстает перед нами стариком, окруженным своими воспоминаниями и призрачными лицами из далекого прошлого, которые для него теперь сливаются с реальностью. А дальше – заметка в большевистской газете, сообщающая о смерти «идейного лидера террористической организации «Народная воля», перешедшего на сторону самодержавия»…
Собственно, этот переход и есть – главная интрига романа Александра Полякова «Великаны сумрака». Автор разворачивает перед нами не только картину жизни человека – увлекательную, яркую, полную опасностей, как принято говорить, остросюжетную; он показывает настоящее преображение.
К сожалению, для того, чтобы «протрезветь» от революционного дурмана, Тихомирову понадобилось дойти до последней черты – соучастия в убийстве царя Александра II. В романе есть яркий эпизод, описывающий душевное смятение Тихомирова после упомянутого события. Он бродит в толпе на площади и прислушивается к тому, что говорит об этом народ, волю которого якобы таким страшным жестом выразила их организация. Со всех сторон раздается плач, он видит неподдельную людскую скорбь, и постепенно до сознания «пламенного революционера» доходит весь ужас совершенного.
Тогда-то и родился новый Лев Тихомиров – тот самый, который напишет впоследствии свою знаменитую «Исповедь террориста». Многие эпизоды в романе аллегорически перекликаются с Евангельскими сюжетами. Здесь можно легко разглядеть и изгнание бесов, и возвращение блудного сына…
И конечно, свобода – настоящая, не ограниченная рамками политических идеологий, свобода, открывающаяся человеку в духовности – не просто незримо присутствует, но как бы становится одушевленной героиней книги Александра Полякова «Великаны сумрака».
Пасха.ру