Святой час уже наступил, и, когда земная Москва поднялась навстречу Воскресшему Христу и ждала Его в золотых огнями храмах, над этою зримою Москвой уже незримо стояла ополченная на молитву другая — небесная, вечная Москва.
Пророк Илия был удостоен чудесной участи — он не умер. В Библии сказано, что Бог взял Илию на Небо живым. То есть, родившись задолго до нашей эры, он жив до сих пор. И, скорее всего, когда-нибудь люди снова с ним встретятся.
В истории человечества можно выделить два больших периода: время до прихода Спасителя на землю и наша эра, которая началась в день рождения Христа. О первом периоде Библия рассказывает в Ветхом Завете, о втором — в Новом. После того как люди, благодаря Христу, получили путь к спасению, многие из них настолько приблизились к Истине, что Церковь назвала их святыми. Но и до прихода Христа на землю были люди, которым Бог открывал Истину, которые предчувствовали, что Спаситель должен прийти, и говорили об этом. Таких людей мы называем пророками.
Итак, до прихода Христа оставались еще сотни лет. Древние евреи первыми на земле поняли, что Бог един. Это понимание было долгим и трудным, оно далось многочисленными ошибками, испытаниями и откровениями. Но Бог, как терпеливый Учитель, объясняющий детям непонятную тему, шаг за шагом подводил людей к правильному пути. Пророки — каждый в разной степени, в зависимости от своей праведности — могли слышать Бога, говорить с Ним и передавать Его волю людям, тем самым помогая Ему. Люди верили или не верили пророкам, шли за ними или убивали их, но воля Бога исполнялась в точности: человечество шаг за шагом приближалось к Истине.
Пророк Илия жил в IX веке до нашей эры. Он родился в городе Фисвы (Фесвии Галаадской), поэтому иногда пророка называют Илия Фесвитянин. Имя Илия (на еврейском — Элийяху) означает «Мой Бог — Господь», или в более вольном переводе — «Крепость Господня».
В то время Израилем правил царь Ахав. Храм Единого Бога — тот самый, от которого сейчас осталась только Стена Плача, уже существовал в Иерусалиме. Многие жители страны приняли Истину. Однако в голове слабого царя идея Единого Бога еще не укрепилась. Жена Ахава финикийка Иезавель, была убежденной язычницей и, в отличие от мужа, женщиной сильной и властной. Немногочисленные к тому времени приверженцы веры в Единого Бога были изгнаны из Израиля, а в храме заправляли жрецы языческого божества Ваала.
Попавший под влияние своей жены царь Ахав распоясывался все больше и больше: он вел нечестивую жизнь, разрешил кровавые жертвоприношения, грабил своих подданных, позволял себе оскорблять Единого Бога, но главное — все дальше уводил с праведного пути свой народ. При том что народ Израиля и сам еще не твердо знал, по какому духовному пути ему нужно двигаться.
Пророк Илия был единственным, кто обличал царя и доносил до людей волю Единого Бога. Однажды Илия сам сказал Богу о том, что, мол, он единственный, кто служит Ему в Израиле, Господь «одернул» пророка, сказав, что, помимо него в Единого Бога верят еще 10 тысяч человек, просто не все готовы исповедовать свою веру публично. Понимая, что люди редко верят словам, пусть даже и самым правильным, Господь наделил Илию даром совершать чудеса. Ведь одно дело — объяснять детям, например, законы физики, и другое — на опыте показать, как они действуют.
Именем Единого Бога Илия совершил массу чудес, побеждая в многочисленных тогда спорах об истинном Боге. С точки зрения современного человека пророк часто поступал даже не жестко, а жестоко. Но и нравы тогдашнего общества были далеки от современного понимания того, что такое хорошо и что такое плохо. Например, пророк Илия, попытавшись вразумить Ахава и видя, что ничего не получается, пообещал царю, что до тех пор, пока Ахав не вернет свой народ на путь Единого Бога, в Израиле не выпадет ни одной капли дождя и людям нечего будет есть.
И, действительно: в течение ближайших трех лет с неба не упало ни капли влаги, весь скот погиб от бескормицы, люди голодали и умирали. Сам же пророк Илия жил возле источника на горе Кармель (в русской Библии — Кармил, в Израиле ее называют Кармиэль) — эта гора с сохранившейся пещерой пророка Илии находится на территории современного израильского города Хайфа. Еду пророку по слову Божию приносили вороны.
Кто-то может сказать: «неплохо устроился» — все вокруг умирают от голода, а пророк живет в своей пещере, не испытывая нужды ни в воде, ни в еде. Но в том-то и дело, что пророк Илия был лишь инструментом в руках Бога — он и сам был готов умереть вместе с другими, лишь бы воля Божия была исполнена, лишь бы народ прозрел и понял, что все дальше уходит от Истинного Бога. Но Бог не считал законченной миссию Илии на земле.
Когда источник пересох, Илия ушел в город Сарепта (это на юге современного Ливана). У ворот города он встретил бедную вдову. Илия попросил у нее кусок хлеба, но вдова показала ему горсть муки и сказала, что это последнее, что осталось у них с сыном. Се- годня она испечет хлеб из этой муки и это будет последнее, что они съедят в жизни, потому что завтра есть им уже нечего и взять еду неоткуда. Тем не менее вдова пригласила Илию в свой дом, понимая, что укрыться ему больше негде. Та горсть муки, которая была у вдовы последней, по молитве пророка никогда не заканчивалась.
Через какое-то время, придя вместе с Илией в свой дом, вдова увидела, что ее сын мертв. Тогда Илия «воззвал к Господу и сказал: «Господи, Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него!» Господь услышал голос Илии, «и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил. И взял Илия отрока, и свел его из горницы в дом, и отдал его матери его, и сказал Илия: смотри, сын твой жив. И сказала женщина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно» (3Цар.17,17-24).
По преданию, воскрешенный Илией мальчик, которого звали Иона, став взрослым, сам был наделен даром пророчества. Это тот самый Иона, который был проглочен китом, три дня находился в его чреве и вышел оттуда здоровым и невредимым. Именно про него вспоминал позже Иисус Христос, рассказывая ученикам о Своем грядущем воскресении через три дня после смерти на кресте.
Вскоре Илия пошел в столицу, которой тогда была Самария (сегодня от этого города на севере Израиля остались только руины). Господь сказал Илие, что царь Ахав готов покаяться в своих грехах. Чтобы окончательно убедить и царя, и весь израильский народ в истинности Единого Бога, Илия потребовал у царя собрать 450 жрецов языческого божества Ваала на горе Кармель. Пророк предложил им «простое» соревнование: подготовить дрова для двух костров, но не поджигать их, а вознести молитвы — Илия — своему Богу, язычники — своему. Чей костер загорится, Бог того и будет истинным.
Жрецы Ваала весь день призывали своего бога, просили у него спустить огонь с неба, однако ничего не происходило. Тогда пророк, чтобы усложнить задачу, приказал облить свои дрова водой. Он обратился с искренней молитвой к Своему Богу «Услышь меня, Господи!.. Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог» (1Цар. 18:37).
И тотчас с неба сошел огонь — даже мокрые дрова горели, как бумага. «Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: «Господь есть Бог!» (1Цар. 18:39). Там же, на горе Кармель, пророк вознес Богу молитву о ниспослании дождя. И тут же полил дождь как из ведра, наполняя жизнью иссохшуюся землю. Разгневанная на пророка язычница-царица Иезавель приказала найти и убить Илию. Однако пророк скрылся в пустыне и жил там до тех пор, пока не только Иезавель, но и сам царь Ахав, и весь его род не перестали существовать.
А затем пришел черед и Илии проститься с этим миром. Но это не значит, что он должен был умереть: Господь открыл Своему пророку, что возьмет его на Небо живым. Это случилось на реке Иордан. Илия шел со своим учеником Елисеем, о чем-то беседуя. Подойдя к берегу и не увидев моста, Илия совершил последнее на тот момент свое чудо: он снял плащ, ударил им по воде и река… расступилась. Илия и Елисей прошли по дну Иордана на другой берег.
И тут внезапно с неба спустилась огненная колесница с запряженными в нее лошадьми. Колесница, как вихрь, подхватила пророка и вознесла его на Небо. К ногам Елисея упал плащ пророка. Елисей, так же как Илия, ударил плащом по воде, и река Иордан снова расступилась. Так пророк дал понять своему ученику, что тот должен продолжать трудное дело проповеди среди народа, который медленно, но верно приближался к пониманию Единого Бога.
А пророк Илия и сейчас живет в Небесном Раю. Он снова придет на землю, даже известно, когда именно. Это, как говорит Иоанн Богослов в своем «Откровении» («Апокалипсисе»), произойдет накануне второго пришествия Иисуса Христа. А вот когда случится второе пришествие Спасителя, не дано знать никому. В отличие от многих других, пророк Илия является действующим лицом не только Ветхого, но и Нового Завета. Он присутствует во время Преображения Христа на горе Фавор и вместе с пророком Моисеем беседует со Спасителем «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31).
За пророка Илию сначала приняли и Иоанна Крестителя, тем более что внешне они были очень похожи. Ученики спрашивали Христа, не должен ли перед ним прийти на землю пророк Илия. На что Спаситель ответил: «Правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф.17:11-12).
Ученики сделали вывод, что Христос говорил об Иоанне Крестителе, которого незадолго до этого убили — Спаситель имел в виду, что Иоанн был «в силе и духе Илии».
В России пророк Илия стал особо почитаем одновременно с распространением христианства. С именем пророка связано множество народных примет и поверий. Например, день его памяти — Ильин день — означает окончание купального сезона: «Илья- пророк льдинку в воду бросил». Если гремит гром, то это «Илья-пророк в огненной колеснице по небу скачет». Одно из народных прозвищ пророка Илии — Илья-Громовник.
Пророк Илия является покровителем ВДВ (Воздушно-десантных войск) Вооруженных Сил России. В России множество храмов освящены в честь пророка Илии. Название одной из самых древних улиц Москвы — Ильинки — связано с Ильинским мужским монастырем, от которого сейчас остался только храм Илии Пророка, построенный в 1518 году.
Тропарь, глас 4-й
Во плоти Ангел, пророков основание, вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, свыше пославый Елисееви благодать недуги отгоняти и прокаженныя очищати, темже и почитающим его точит исцеления.
Пасха.ру
Оставить комментарий на статью
О сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования