Утром проснулся я, и первое, еще не осознанное впечатление большой — нет! — огромной радости, которой как будто бы пронизан весь свет: люди, звери, вещи, небо и земля.
Святителя Димитрия Ростовского справедливо было бы назвать и Сибирским, и Киевским, и Черниговским или, вообще, Российским – за свою не очень, к сожалению, долгую жизнь он объехал практически всю страну, создал множество приходов и несколько епархий, а главное – неустанно проповедовал Слово Божие. И делал это так доходчиво и талантливо, что в народе его прозвали русским Иоанном Златоустом.
Святитель Димитрий (его имя в миру – Даниил, фамилия – Туптало) – по происхождению казак. Он родился в декабре 1651 года на Украине в семье простого служивого Саввы Григорьевича Туптало, который впоследствии дослужился до сотника. На склоне лет Савва Григорьевич стал ктитором (старостой) в киевском Кирилловом монастыре. Известно, что Савва Григорьевич прожил очень долго – 103 года. К сожалению, его сыну Господь отвел гораздо меньше времени на земле – всего 58 лет. Но за это время он успел сделать столько, сколько большинство из нас не сделало бы и за несколько жизней.
Высшее образование будущий святитель получить не успел: Киев заняли поляки и Братское училище, в котором Димитрий получал духовное образование, было закрыто. 17-летний Димитрий принял постриг в Кирилловом монастыре, где трудился его отец. Там он провел семь лет, в течение которых был рукоположен сначала в сан иеродиакона, потом – иеромонаха. (В названии этого сана два корня – «иерей», то есть священник, и «монах» – это люди, которые помимо священнического сана, принимают на себя и монашеские обеты, например, обет безбрачия).
Духовное руководство давно обратило внимание на молодого монаха, которому Господь дал много талантов, один из которых талант проповедника. Димитрий был назначен священником в один из приходов Чернигова, где смог проявить себя в полной мере: послушать его проповеди люди приезжали даже из других городов. Но молодому иеромонаху не сиделось на месте – прослужив два года в Чернигове, он отправился по монастырям Украины, побывав практически в каждом из них. Братия любила его за доброту, ум и предельно критичное отношение к себе.
«Августа десятого 1685 года, в понедельник, я услышал благовест к заутрени, но по обыкновенному моему ленивству разоспавшись, не поспел к началу, а проспал даже до чтения псалтири…» – это из дневника святителя Димитрия. Кто из нас так строго и самокритично может написать о себе такое в дневнике? Свой дневник («Диарий») Димитрий Ростовский вел всю жизнь. В нем он отражал самые важные события, записывал свои мысли, пытался анализировать происходящее на Украине и в целом в России.
В Чернигове Димитрий был возведен в сан игумена и назначен настоятелем Свято-Спасского монастыря. Но, в отличие от многих, Димитрий не хотел «делать карьеру», пусть даже и церковную. Его гораздо больше привлекало служение в качестве миссионера-просветителя: он хотел рассказывать людям о Христе и Его святых, нести в народ Слово Божие. И святитель уговорил церковное начальство снять с него послушание наместника и направить в Киево-Печерский монастырь обычным монахом.
Архимандритом Киево-Печерской Лавры в то время был Варлаам Ясинский, искавший человека, который взял бы на себя великий труд составления житий святых. Вследствие татарских набегов, литовских и польских разорений Церковь лишилась многих драгоценных духовных книг и жизнеописаний святых. Варлаам обратился к Димитрию с просьбой переселиться в Киевскую Лавру, чтобы тот принял на себя труд исправления и составления житий святых. Димитрий переехал в Лавру в 1684 году. Этому титаническому труду – написанию сборника житий всех известных на тот момент святых, Четьям-Минеям – он отдал 20 лет своей жизни и не прекращал эту работу никогда, постоянно внося в тексты правки и уточнения.
Правда, спокойно работать в своей келье он не смог. Церковные руководители, любившие и ценившие иеромонаха, уговорили Димитрия вновь возглавить монастырь, не оставляя при этом работу над Четьями-Минеями. И далее святитель последовательно был настоятелем Николаевской обители в городе Батурине (Украина), Елецкого Успенского монастыря в Чернигове и Преображенского монастыря в Новгороде-Северском (нынешняя Черниговская область Украины).
Важно отметить, что во всех монастырях святитель, отличавшийся невероятной скромностью, селился не в игуменских покоях, а либо в келье, либо в небольшом домике: комфорт монаху противопоказан. В 1701 году игумен Димитрий, слава о котором разнеслась уже по всей России, был приглашен в Москву, возведен в сан епископа и назначен митрополитом Тобольским и всей Сибири. В то время Сибирь была недавно присоединена к Российской империи. Русских там было совсем немного, а до местных народов еще не дошел свет Евангелия. Но по слабому состоянию здоровья он вынужден был снова перебраться в Центральную Россию.
В Москве игумен получил очередное и последнее свое назначение: митрополита Ростовского (имеется в виду город Ростов Великий, или Ростов Ярославский). В Ростове, как и во всех других городах, где ему приходилось бывать, святитель Димитрий много проповедовал и ни на минуту не забывал о главном труде всей жизни – Четьях-Минеях. При этом, как и раньше, проповедника приглашали в другие города, монастыри, приходы: так, как мог рассказывать о нашей вере он, не мог в то время рассказывать никто.
Кроме того, учитывая, что петровская эпоха была для Церкви совсем непростой – это было время расколов, смут, слишком активного участия государства в жизни Церкви – святитель Димитрий, как мог, сглаживал возникающие противоречия, мирил духовенство, отстаивал права Церкви. При этом он жестко обличал раскольников и тех священников, которые, поддавшись новым веяниям, не должным образом, спустя рукава, исполняли свои обязанности.
Святой Димитрий имел редкий дар духовного рассуждения. Вот характерная картинка того времени. Петр Первый, пытаясь приблизить Россию к Европе, в том числе и внешне, приказал всем мужчинам сбрить бороды. К владыке Димитрию пришли двое прихожан, возмущенные этим указом императора. Им казалось, что, сбрив бороды, они отойдут от традиции предков, ведь православному человеку – в подражание Христу – принято было ходить с бородой. «Уж лучше мы головы положим, чем сбреем бороды», – заявили они святителю. Тот посмотрел на них и спросил: «Что быстрее отрастет – отрубленная голова или борода?» «Естественно, борода», – ответили владыке Димитрию прихожане. «Лучше не щадить бороды, которая все равно отрастет. А голо- ва – только в воскресение мертвых…» – резюмировал святитель.
Митрополит Димитрий служил во всех ростовских храмах, но больше всего любил Зачатьевскую церковь Спасо-Яковлевского монастыря. Здесь он завещал и похоронить себя («се покой мой, зде вселюся во век века»). И даже здесь он повел себя предельно скромно: по традиции ростовских архиереев хоронили в кафедральном Успенском соборе. Святитель Димитрий, который к концу жизни стал совсем немощным и едва вставал с кровати, умер в ночь на 10 ноября 1709 года. Монахи нашли его в келье, стоящим на коленях: святой умер в молитве. Как и завещал святитель, его похоронили в Троицком соборе Спасо-Яковлевского монастыря. Там мощи святого покоятся и по сей день.
ОБ ОБРАЗЕ И ПОДОБИИ БОЖИЕМ В ЧЕЛОВЕКЕ
«Образ Божий и подобие не в теле человеческом образуются, но в душе, ибо Бог не имеет тела: Бог есть Дух бесплотный, и душу человеческую создал бесплотной, Себе подобной, самовластной, разумной, бессмертной, причастной вечности, и связал ее с плотью. Душа есть образ Божий, поскольку имеет тройственную силу, но едино естество. Силы же души человеческой таковы: память, разум, воля; памятью подобна она Богу Отцу, разумом – Богу Сыну, волей – Богу Духу Святому. Как в Святой Троице, хотя и три лица, однако не три бога, а один Бог: так и в душе человеческой, хотя (как говорится) три душевные силы, однако не три души, но одна душа.
Разницу между образом и подобием Божиим в человеческой душе так объясняют святые отцы: образ Божий принимает душа от Бога в момент своего создания, подобие же Божие совершается в ней в крещении; Образ [Божий заключен] в разуме, подобие – в произволении; образ – в самовластии (свободе), подобие – в добродетелях, как и Христос в Евангелии говорит: будьте подобны Отцу вашему, Который на небесах: подобны же кротостью, благостью, незлобием, и проч… Мне предоставил Бог самому стремиться к подобию Божию, образ дав, чтобы быть мыслящим (словесным), подобие же – чтобы быть христианином.
Будите (рече Христос) совершенни, якоже Отец ваш небесный совершенен есть. Видишь ты, в каком случае Господь дарует нам подобие? Там, где мы уподобляемся Тому, Который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5.45). Если ненавидишь лукавство, непамятозлобив, не поминаешь вчерашней вражды, если братолюбив и сострадателен, то ты уподобляешься Богу; если ты простил врага от всего сердца, то тем уподобился Богу; если, по примеру отношения Бога к тебе, грешнику, так же относишься к согрешившему собрату, то благоутробием ты уподобился Богу; то, что имеешь по образу Божию, – имеешь, чтобы мыслить, а что по подобию – чтобы творить благостыню.
Да ведаем мы, что образ Божий есть и в душе неверного, подобие же – только в добродетельном христианине; когда христианин согрешает смертным грехом, тогда лишается только подобия Божия, но не образа. И даже если он на муки вечные будет осужден, образ Божий в нем навеки останется, подобие же уже не обретется никогда».
ЧЕТЬИ-МИНЕИ
Четьи-Минеи – это ежемесячные сборники житий святых, «слов», поучений, сказаний, расположенных в порядке дней каждого месяца. 1-го числа – святые, память которых отмечается в этот день, 2-го – святые этого дня и так далее. «Четье» по-древнерусски – чтение, «menaios» по-гречески месячный. Соответственно, Четьи-Минеи – это «ежемесячное чтение». Причем не столько для духовенства, сколько для мирян. Традиция составления таких сборников возникла в Византии еще в IX веке. На Руси Четьи-Минеи стали известны в XI веке. В XVI веке митрополитом Макарием были составлены «Великие Четьи-Минеи» – в них вошли практически все тексты, заслуживавшие внимания на тот момент.
Известны и другие Четьи-Минеи – составленные монахом Троице-Сергиевой Лавры Германом Тулуповым. Но наибольшее распространение в России получили Четьи-Минеи Димитрия Ростовского. Их и сейчас очень легко читать, хотя святитель Димитрий писал их, напомним, в XVII веке. Это не только душеполезное чтение, но и прекрасный образец русской литературы того времени.
Неслучайно даже Александр Сергеевич Пушкин отмечал: «Четь-Минея святого Димитрия представляет собою неистощимую сокровищницу вдохновенного художника. Это книга вечно живая, бессмертная». К слову сказать, на основе Житий святых Николая Салоса Псковского и Иоанна Большого Колпака, почерпнутых в Четьях-Минеях, Пушкин создал образ юродивого в драме «Борис Годунов».
Высокий литературный уровень Четий-Миней святителя Димитрия Ростовского отмечали такие великие писатели, как Лев Николаевич Толстой и Николай Васильевич Гоголь. «Душе моей нужней теперь то, что писано святителем нашей Церкви, чем то, что можно читать на французском языке», – писал Гоголь ближе к концу жизни. Если взять все книги за всю историю русского книгопечатания, то Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского займут одно из первых мест по общему количеству изданных экземпляров – наряду, например, с Букварем. Эти сборники считала необходимым иметь в доме каждая грамотная православная семья. Существовала даже традиция чтения Четий-Миней вслух.
Тропарь, глас 8-й
Православия ревнителю и раскола искоренителию, Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, списаньми твоими буих уцеломудрил еси, цевнице духовная, Димитрие блаженне, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Пасха.ру
Оставить комментарий на статьюО сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования