( http://paskha.ru/Sobornaya_plozad/den_angela_new/March/Daniil/?job=print )

Бывают города и люди, у которых, казалось бы, нет никаких перспектив с самого рождения. Но каким-то непостижимым образом они вдруг расцветают и становятся лидерами. Из таких городов – Москва, из таких людей – святой благоверный князь Даниил Московский.

 Daniil_Moskovskiy

Даниил Александрович родился во Владимире в 1261 году. Точная дата его рождения неизвестна. Будущего князя крестили в честь святого Даниила Столпника, память которого отмечается 11 декабря. Отец Даниила – святой благоверный князь Александр Невский. Даниил был четвёртым, самым младшим его сыном. Отца Даниил помнить не мог: Александр Невский умер, когда мальчику было чуть больше двух лет.

Даниилу как младшему из братьев в наследство достались самые захудалые земли – Московское княжество. Единственным городом в нём была Москва – маленький, неухоженный, бедный городок, ни в какое сравнение не идущий с процветающими Владимиром, Переславлем, Угличем, Рязанью или Новгородом. Да и расположен он был вдали от Волги, которая в то время была главным торговым путём. Город был настолько маловажным со стратегической точки зрения, что князья в нём – ни великие, ни удельные – никогда не жили, посылая в Москву лишь своих наместников.

Когда князь Даниил повзрослел и взял бразды правления в свои руки, он поселился в Москве. Таким образом он придал Москве статус стольного города, то есть города, в котором находится княжеский престол, и, что не менее важно, положил начало московской линии Рюриковичей. Княжеский, а затем царский род потомков Рюрика – варяжского (скандинавского) основателя русской государственности – правил Московским княжеством, а затем Русью вплоть до сына Ивана Грозного – Фёдора Иоанновича. Потом престол занял второй (и последний) царский род – Романовы.

Молодой князь активно взялся за обустройство своего стольного (сейчас мы говорим – столичного) города. За короткое время Москва превратилась если не в процветающий, то во вполне респектабельный город. Этому способствовала политика князя Даниила: привлечение в город талантливых и трудолюбивых людей со всех окрестностей. В городе стали развиваться ремёсла, торговля, он постоянно строился и расширялся.

Москвичи очень любили своего князя – не за высокое звание, а за добрый характер, рассудительность и хозяйский подход к управлению городом. Теперь уже с Москвой, Московским княжеством и князем Даниилом стали считаться. Руси как государства, напомним, тогда ещё не было. Каждое княжество существовало само по себе, князья периодически объединялись в союзы, но чаще – воевали друг с другом. Нам сложно понять мораль того времени. Во времена князя Даниила – да и раньше него, и позже – было вполне нормальным вести братоубийственные войны за территории и влияние, захватывать и грабить соседние города и княжества. Плюс к тому под боком у раздробленных русских была великая – и единая – Золотая Орда. Воевали все и со всеми – русские с русскими, русские с ордынцами, русские в союзе с ордынцами – с другими русскими. Впрочем, справедливости ради надо заметить, что с Золотой Ордой в те времена русские не столько воевали, сколько терпели её набеги: сил дать отпор такому мощному государству у наших предков просто не было.

Но именно во времена князя Даниила, в конце XIII – начале XIV века, наметилась тенденция к экономическому, политическому и духовному объединению русских земель. И центром этого объединения, завершившегося созданием единого Русского государства, стала Москва. Князь Даниил, хотя и отличался редким по тем временам миролюбием, тоже вынужден был участвовать во всех этих войнах. Но он всегда старался прежде решить проблему путём переговоров, не проливая кровь, за что был прозван Братолюбцем. Князь Даниил участвовал в борьбе своих братьев – князей Дмитрия Переяславского и Андрея Городецкого – за Владимирское княжение и за Новгород. Ему удалось предотвратить несколько кровопролитных сражений.

Однако это не уберегло от разорения саму Москву: в пылу борьбы с братом Дмитрием Андрей привёл на Русь страшное войско монгольского царевича Тудана (русские прозвали его Дюденевой ратью). Даниил, хотя и был искусным воином, сдал город без боя: слишком неравными были силы. Но сам, вопреки обычаям того времени, не уехал «пересидеть» плохие времена в какое-нибудь дальнее село, а остался со своим народом. После того как захватчики ушли, под руководством князя Даниила город быстро – говорят даже, что в течение года – был восстановлен.

Daniil_Moskovskiy

Благодаря мудрой политике, князь Даниил пользовался любовью и уважением не только своих подданных, но и других князей. Он не носил титула великого князя (то есть князя, который обладал большими, по сравнению с другими князьями, правами), однако был гораздо авторитетнее многих великих князей. Не случайно племянник князя Даниила, Иван Дмитриевич, занявший переславский престол после смерти отца, завещал своё княжество дяде. Присоединение Переславля к Москве стало той важной вехой, после которой Московское княжество стало расширяться, присоединяя всё новые и новые территории и распространяя своё влияние на соседние княжества. И это тот, возможно, единственный случай в древней русской истории, когда расширение происходило не в результате боевых походов, а как следствие мудрой политики. Даже свободолюбивые новгородцы пригласили Даниила княжить в вольный Новгород и не случайно Московское княжество при нём приросло Коломной и другими важными территориями.

Рассказывают такую историю. Как-то князь Даниил гулял по базару, который располагался на Красной площади. К слову сказать, площадь Красной назвал именно князь Даниил – по аналогии с Красной площадью в гораздо более благоустроенном тогд Переславле-Залесском. Князь осматривал товары, что-то покупал и общался с людьми. Его внимание привлекла красивая вещица. Он поинтересовался ценой, но женщина, продававшая изделия собственной работы, и задаром готова была отдать князю понравившуюся вещь. Из разговора с ней князь узнал, что сын этой женщины погиб на военной службе. Но невестка, рассказала москвичка, ей досталась хорошая и теперь они вместе воспитывают внука. Князь Даниил достал из кошелька серебряную гривну и отдал её женщине со словами: «Возьми, ведь это я не сберёг твоего сына». Он чувствовал ответственность за судьбу каждого своего подданного…

Святой князь Даниил скончался 4 марта 1303 года. Незадолго до смерти он принял монашескую схиму и был похоронен в основанном им же Свято-Даниловом монастыре на братском кладбище как обычный монах.

Дело князя Даниила продолжили его сыновья, которых он воспитал в твёрдой вере и любви к своему народу. Не случайно четвёртый его сын, Иван, получил прозвище Калита – он всегда носил с собой у пояса кошелёк с деньгами для нищих. Такой кошелёк и назывался калитой. И – такова уж ирония судьбы – именно этот, как и Даниил, четвёртый сын своего отца – тоже сыграл важнейшую роль в истории Москвы. Потомком Даниила Александровича был и другой знаменитый Московский князь – Дмитрий Иванович Донской. Даниил Александрович основал первые два московских монастыря – Свято-Данилов и Богоявленский. Нельзя не признать чудом тот факт, что оба они – неоднократно перестроенные, разрушенные и восстановленные – сохранились до нашего времени.

Во времена Даниила Московского Москва стала не только политическим, но и духовным центром Руси. Князь был продолжателем отцовской политики, которая превратила Русское государство в великую, свободную и мощную державу. Промыслительно распорядилась история. В 1547 году вместе с благоверным князем Даниилом Московским Русская Православная Церковь прославила и его отца – великого князя Александра Невского. В 1724 году 30 августа (12 сентября по новому стилю) по приказу Петра I мощи благоверного великого князя Александра Невского были торжественно перенесены из Владимира в Санкт-Петербург. Таким образом, церковные праздники в честь перенесения мощей святого князя Александра Невского и его сына святого князя Даниила Московского свершаются в один день.

Свято-Данилов монастырь

danilov_monastyr

Свято-Данилов монастырь был основан в 1282 году на правом берегу Москвы-реки и освящён в честь преподобного Даниила Столпника – небесного покровителя князя Даниила. Через пятьдесят лет, в годы правления великого князя Ива- на Калиты, четвёртого сына Даниила Московского, братия монастыря была переведена в Кремль. Древнейшая обитель постепенно пришла в запустение.

К сожалению, ни одна из первоначальных построек монастыря не сохранилась до настоящего времени. В 1560 году монастырь был возобновлён царём Иоанном Грозным. В годы советской власти в монастырских стенах устроили приют для детей, чьи родители были репрессированы. Свято-Данилов монастырь был первым возвращён Церкви. Это произошло в 1983 году. Сейчас Свято-Данилов монастырь живёт активной жизнью. Он является резиденцией Патриарха Московского и всея Руси.

Богоявленский монастырь

Bogoyavlensky_Monastyr

Второму монастырю, основанному святым Даниилом Московским – Богоявленскому, что в Китай-городе, повезло гораздо меньше. Он горел много раз. Деревянные постройки монастыря пострадали от огня в 1547 году, когда всю Москву опустошил знаменитый «Воздвиженский» пожар. Через четыре года во время набега на столицу хана Девлет-Гирея, по записям очевидцев, вместе с городом всего за три часа сгорел и монастырь. За последующие полстолетия Богоявленская обитель страдала от пожаров во времена Ивана Грозного, Фёдора Ивановича, Бориса Годунова и в Смутное время. И отстраивалась заново. Сейчас от монастыря остались только двухэтажный собор Богоявления, игуменский и братский корпуса, и жизнь в монастырских стенах постепенно возрождается.

Тропарь, глас 3-й

Явился еси в стране нашей, яко звезда пресветлая, благоверный княже Данииле, лучами света твоего озаряя град твой и обитель твою людем православным поборник еси, пленным свободитель и нищим защититель, моли Христа Бога державе Российстей даровати мир и спасти души наша.

Пасха.ру

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика