Сложно найти людей, столь непохожих друг на друга. Простой рыбак Пeтр и ученый фарисей Павел. Один следовал за Христом с того самого момента, как Спаситель начал проповедовать; другой — был гонителем христианства. Даже внешне, судя по иконописным изображениям, они были разными: могучий пышноволосый Пeтр и худощавый лысоватый Павел… Но Церковь обоих апостолов называет первоверховными и чествует в один день.
Апостол Петр
Своe имя апостол Пeтр получил от самого Христа, до знакомства со Спасителем он носил имя Симон. По-гречески Пeтр означает «скала», «камень». Пeтр пошел за Христом чуть позже своего брата Андрея Первозванного. Он был участником той чудесной ловли рыбы, когда после тщетных попыток поймать хоть что-нибудь рыбаки отчаялись, но по слову Христа их сети наполнились уловом так, что стали рваться. Пeтр, поражeнный этим чудом, понял, что перед ним не просто человек, и воскликнул: «Выйди от меня, ибо я человек грешный»…
Но Иисус не «вышел»: Петру была уготована одна из ключевых ролей в судьбе христианства. Апостол Пeтр вместе с Иоанном и Иаковом были свидетелями Преображения Христа на горе Фавор. Это Пeтр (а не апостол Андрей, как поeтся в хорошей песне группы «Наутилус Помпилиус») пожелал идти по воде Галилейского моря так же, как Иисус. Именно Пeтр отсeк ухо одному из стражников, пришедших арестовать Христа в Гефсиманском саду. Но Пeтр первым и отрeкся от Христа, испугавшись, что его схватят и казнят вместе со Спасителем.
Не спешите осуждать апостола. Многие ли из нас поступили бы по-другому? И многие ли из нас так горько раскаялись бы после этого, как Пeтр? Его называют апостолом надежды. Ведь, совершив грех, он нашeл в себе силы признать его, глубоко и искренне раскаяться, а значит — обрести надежду на спасение.
Сам Господь простил своего апостола. Более того, Он поставил Петра во главе апостольской общины, трижды сказав: «Паси овец моих». Трижды — потому что и Пeтр отрeкся от Него три раза. А ещe раньше, как повествует Евангелие от Матфея, Христос говорил апостолу: «…ты — Пeтр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют еe; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
Пeтр был пламеннным проповедником слова Божия. После сошествия на апостолов Святого Духа, в день Пятидесятницы, то есть на пятидесятый день после Воскресения Христа, Пeтр произнeс перед народом такую сильную речь, что сразу три тысячи человек назвали себя христианами. А ещe через несколько дней своей второй проповедью он обратил в Христову веру ещe пять тысяч иудеев.
Апостол Пeтр, напомним, был неграмотным рыбаком. Его речи были просты, но настолько горячи и искренни, а от самого апостола исходила такая духовная сила, что одной его проповеди было достаточно, чтобы убедить людей в истинности учения Христа.
Мы знаем, в каких условиях приходилось проповедовать апостолам: власти боялись христиан как огня, сажали их в тюрьмы и убивали. Им казалось, что учение Христа может подорвать основы языческой Римской империи и Иудейского царства как её составной части.
Пeтр проповедовал многим племенам и народам, в том числе и в Риме, столице империи. Император Нерон устроил на христиан жестокие гонения: наших первых единоверцев при большом стечении развлекающейся публики живыми скармливали львам в римском Колизее, пытали и требовали отречься от Христа.
Римские христиане очень боялись, что и Петра подвергнут пыткам и издевательствам. Поэтому они уговорили его бежать из столицы. Но, уйдя из Рима, Пeтр встретил по дороге идущего навстречу Христа… Вот как в своeм романе «Quo vadis» (в русском переводе — «Камо грядеши») описывает дальнейшее Генрих Сенкевич.
«Дорожный посох Петра, выскользнув из его руки, упал наземь, глаза были устремлены вперeд, на лице изображались изумление, радость, восторг. Внезапно он бросился на колени, простирая руки, и из уст его вырвался возглас: — Христос! Христос! И он приник головою к земле, будто целовал чьи-то ноги. Наступило долгое молчанье, потом в тишине послышался прерываемый рыданьями голос старика: — Quo vadis, Domine? (Куда идeшь, Господи?) До ушей Петра донeсся грустный, ласковый голос: — Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие. Апостол лежал на земле, лицом в пыли, недвижим и нем. Назарий испугался, что он в обмороке или умер, но вот, наконец, Пeтр встал, дрожащими руками поднял страннический посох и, ни слова не говоря, повернул к семи холмам города. Видя это, юноша повторил как эхо: — Quo vadis, Domine? — В Рим, — тихо отвечал апостол».
Между 64-м и 68-м годами святой Пeтр был казнeн в Риме на перевeрнутом кресте.
Апостол Павел
Апостол Павел Апостол Павел был, по житейским меркам, полной противоположностью Петра. Савл, или Саул, — так звали его до встречи с Христом — был сыном богатых и знатных родителей. Отец будущего апостола происходил из рода библейского царя Саула, в честь которого, скорее всего, и назвал сына. Савл имел римское гражданство — немногие иудеи удостаивались такой чести.
Он был хорошо образован, принадлежал к школе фарисеев — одному из древнеиудейских религиозных течений и был иудейским законоучителем. Поэтому поначалу он не принял проповедь Христа и стал одним из гонителей христиан. Известно, например, что Савл наблюдал избиение камнями первомученика Стефана — самого первого мученика нашей Церкви. Позже апостол Павел и сам признавал своё участие в гонениях на христиан.
Считается, что с Христом в Его земной жизни апостол Павел, вернее, тогда ещё Савл, никогда не встречался. Если точнее, то нет свидетельств о такой встрече. Но если учесть, что Павел, хотя и моложе Христа, но всё же был Его современником, вполне возможно, что он видел Его…
Гораздо важнее для Павла и всех нас была его встреча с Христом уже после смерти и Воскресения Спасителя. Павел шёл по дороге в Дамаск — у него было поручение первосвященников и там организовать гонения на христиан. Но внезапно посреди дороги его ослепил неземной свет и раздался голос: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?»
«Кто ты?» — спросил ошеломлeнный Савл. «Я Иисус, Которого ты гонишь», — раздалось в ответ.
Савл шeл в Дамаск не один. Все его спутники тоже слышали голос, однако света, который ослепил Савла, не видели. Слепым спутники довели Савла до Дамаска. Там он нашeл христиан, которых до того собирался притеснять, и на третий день сам был крещeн. В момент погружения в воду Савл прозрел.
Позже он принял имя Павел. После этого Павел вернулся в Иудею, вошeл в христианскую общину и познакомился с апостолами. Встреча с Христом произошла, когда Павлу было около 30 лет. И потом ещe 30 с лишним лет он неустанно нeс слово Христово иудеям и язычникам. Стараниями Павла христианами стали десятки, а возможно — и сотни тысяч людей.
Перечисление городов и стран, где побывал и где проповедовал апостол Павел, заняло бы всю эту страницу. Он основал множество поместных Церквей, рукоположил сотни священников и десятки епископов. Его ненавидели и гнали власти, апостола неоднократно арестовывали, но он вновь и вновь говорил людям об истинном Боге.
По некоторым сведениям, Павел, когда был в Риме, проповедовал даже при дворе императора Нерона — главного гонителя христиан. В отличие от апостола Петра, блестящее образование позволяло Павлу обращаться не только к сердцам, но и к умам своих слушателей. Неслучайно знаменитые Послания апостола Павла, составляющие значительную часть Нового Завета, использовались и используются христианскими богословами: они логичны и убедительны. При этом — очень эмоциональны и поэтичны.
Когда апостол Павел в очередной раз пришeл в Рим, его по приказу императора Нерона арестовали. В 67-м году после Рождества Христова недалеко от Рима апостол Павел был казнeн. Поскольку он был римским гражданином, его не распяли на кресте, а зарубили мечом.
Апостол Павел не входит в число апостолов «от двенадцати». Но он столько сделал для христианской Церкви, что по праву стоит рядом с ними.
Апостолы Пeтр и Павел были очень разными людьми, но их судьбы похожи в главном: оба несли миру слово Божие, оба мученически погибли за Христа и потому считаются «столпами» нашей Церкви и первоверховными апостолами.
В том, что память этих святых апостолов отмечается в один день, есть глубокий смысл. Это призыв ко всем нам быть хоть немного похожими на Петра и Павла, то есть быть миссионерами, делиться своим даром веры со всеми.
В честь апостолов Петра и Павла в России освящены несколько сотен храмов.
В городе Петропавловске-Камчатском на Дальнем Востоке установлен самый восточный в мире памятник святым апостолам. А Санкт-Петербург, вопреки распространенному мнению, назван не в честь Петра Первого, а в честь апостола Петра, являющегося его небесным покровителем.
Тропарь, глас 4-й
Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость.
Пасха.ру