( http://paskha.ru/Sobornaya_plozad/den_angela_new/April/Tihon/?job=print )

Он стал Патриархом в самое неподходящее для этого время – между Февральской и Октябрьской революциями 1917 года. Но во многом именно благодаря Патриарху Всероссийскому Тихону Русская Православная Церковь сохранилась, а миллионы христиан в нашей стране – выжили.

Tihon

Будущий Патриарх – в миру его звали Василий Иванович Белавин – родился 1 февраля 1865 года в селе Клин возле Торопца Псковской губернии, в семье приходского священника. Юноша с отличием окончил Псковскую семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную Академию. И во время учёбы и в последующем его любили друзья и прихожане – за доброту и рассудительность. За эти качества ещё в студенческие годы сокурсники дали Василию прозвище «Патриарх». Интересно, что официально чина Патриарха в Русской Церкви тогда не существовало – его упразднил император Пётр I. Он заменил должность Патриарха органом управления русской Православной Церкви – Священным Синодом, а главой Церкви фактически стал сам.

В 1891 году Василий был пострижен в монахи с именем Тихон – в честь любимого им святого Тихона Задонского. В 1898 году, в возрасте 32-х лет, Тихон стал епископом Люблинским (Польша входила тогда в состав Российской империи). Затем – назначение в Северо-Американские Соединённые Штаты (так тогда называли США ) и Канаду. Вскоре Священный Синод возвёл владыку Тихона в сан архиепископа, в 1907 году перевёл в Ярославскую епархию, в 1914 – в Виленскую (Вильно – это нынешний Вильнюс, столица Литвы).

О любом периоде жизни будущего Патриарха можно написать отдельный рассказ. Нас же интересуют самые последние и самые сложные годы его жизни, судьба святителя Тихона между пострижением в монахи и революцией. В Вильно владыку застала Первая мировая война. К тому времени он был известным и авторитетным пастырем, поэтому много времени проводил в Москве, в Священном Синоде. Россию, ослабленную и деморализованную войной, в которой русская армия постоянно проигрывала (а люди не понимали, за что воевали), постигла ещё более страшная напасть – Февральская революция 1917 года. Император Николай II, чтобы не проливать ещё больше крови, отрёкся от престола. Власть в стране перешла к Временному правительству.

Понимая, какую огромную роль Русская Церковь играет в жизни России, Временное правительство попыталось реформировать Церковь «под себя». Были смещены самые авторитетные иерархи Церкви – митрополит Московский Макарий (Невский), митрополит Санкт-Петербургский Питирим (Окнов), а также многие члены Священного Синода, в числе которых был и Виленский архиепископ Тихон. Были назначены открытые выборы Московского и Петербургского митрополитов и епископов многих других епархий и Поместный Собор – высший орган церковного управления, не собиравшийся к тому времени больше 200 лет. Общее собрание священников и мирян выбрало Московским митрополитом бывшего Виленского архиепископа Тихона. Это произошло 4 июля 1917 года.

А 28 августа 1917 года открылся первый за более чем 200-летний период Поместный Собор Русской Православной Церкви. Это был один из самых продолжительных по времени Соборов в истории – он длился с августа по ноябрь с небольшими перерывами. Главный вопрос, обсуждавшийся на Соборе – возрождение в Русской Церкви института Патриаршества. Патриарха из трёх кандидатов должны были выбрать путём жребия.

18 ноября 1917 года после Божественной литургии перед Владимирской иконой Божией Матери старец Зосимовой Смоленской пустыни иеросхимонах Алексий вынул жребий. Митрополит Киевский Владимир, впоследствии убитый революционерами и причисленный к лику святых, огласил имя избранного: «митрополит Тихон». Интронизация Патриарха была совершена праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля.

Tihon

В этот день начался самый важный в жизни святителя Тихона и, пожалуй, самый опасный в жизни Русской Церкви период. Потому что если бы во главе Церкви стоял не такой искусный политик и мудрый пастырь, как Патриарх Тихон, наша Церковь имела бы все шансы уйти в подполье, стать катакомбной – как в Древнем Риме, где первых христиан сжигали на кострах и скармливали диким зверям в Колизее. События этого времени – и события в жизни Патриарха Тихона – спрессованы так, как будто кто-то торопился как можно быстрее покончить с нашей страной и Русской Церковью, а кто-то этому активно мешал. Февраль – революция, июль – избрание Тихона митрополитом Московским, август – Поместный Собор, октябрь – снова революция, ноябрь – интронизация Патриарха.

В октябре 1917 года большевики разогнали Учредительное собрание – единственный относительно легитимный орган власти в стране. И Патриарх Тихон оказался, по сути, единственным законным руководителем страны, во всяком случае – того подавляющего большинства населения России, которая избрала его своим Патриархом. Поэтому все действия Патриарха Тихона, хотим мы того или нет, нужно оценивать не только как действия первоиерарха Русской Церкви, но и как лидера всего русского, и не только русского, народа.

Как думающий, умеющий смотреть в глубь происходящего человек, Патриарх Тихон не мог принять советскую власть. Но как лидер, ответственный за миллионы людей, он отдавал себе отчёт в том, что, как бы ни был ужасен новый режим, вернуть всё на свои места вряд ли удастся. И главное, к чему стремился Патриарх – не допустить разрастания ненависти, которой и так была пропитана вся страна и каждый человек, когда русские убивали русских, православные – православных, брат – брата. Поэтому он пытался – иногда успешно, а иногда нет – вести с большевиками диалог. Иногда он принимал форму гневного монолога Патриарха, иногда выглядел как уступка с его стороны.

После того как в 1918 году большевики заключили позорный и унизительный для России Брестский мир с Германией, Патриарх Тихон осудил их в своём послании, обвинив в предательстве интересов русского народа. Он более чем жёстко осудил советскую власть за расстрел императора Николая II, а в первую годовщину революции, в 1918 году, не просто обвинил большевиков в разжигании кровопролитной братоубийственной Гражданской войны, но и предал тех, которые «творят беззакония», анафеме – церковному проклятью.

Но буквально через год Патриарх Тихон признаёт большевистскую власть: «Пора… принять всё происшедшее, как выражение воли Божией… осуждая всякое сообщество с врагами Советской васти и явную или тайную агитацию против неё». Это не первое и не последнее такое заявление Патриарха Тихона – он выражал свою лояльность советской власти неоднократно и публично. Заметим, впрочем, что позже Патриарх обмолвился: «Я написал там, что я отныне – не враг Советской власти, но я не писал, что я друг Советской власти».

Он мог бы занять другую позицию: Русская Церковь не признаёт советскую власть и все православные должны с ней бороться любыми способами. И, несомненно, вошёл бы в историю как величайший борец с бесчеловечным режимом. Но на страну накатила бы новая волна насилия и было бы пролито ещё больше крови – а её и так было пролито столько, что мы как нация не можем оправиться до сих пор. Поэтому Патриарх Тихон предпочёл пожертвовать своей репутацией – справедливо полагая, что Господь Бог всё понимает, а потомки позже смогут отделить зёрна от плевел.

В эти смутные времена в Церкви и в стране много чего происходило. Появились так называемые обновленцы – люди, считавшие, что раз государство изменилось, то и Церковь должна измениться. Был голод 1919-1920-х годов, унёсший жизни миллионов людей – Церковь разрешила большевикам изымать в храмах те ценности, которые не являются святынями – чтобы накормить голодных людей.

Однако изъятие ценностей вылилось в разгром храмов и осквернение святынь. «Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стреляли по храмовым и Кремлёвским святыням, избивали священников Твоих...», – слёзно молился Патриарх Тихон. И не уставал проповедовать, служить в различных храмах Москвы и России, помогать людям – несмотря на творившиеся вокруг ужасы и свалившуюся на него гигантскую ответственность, Патриарх продолжал нести слово Божие русскому народу.

Tihon

…Он был арестован 16 мая 1922 года – большевики не смогли простить Патриарху протеста против осквернения православных святынь. Кроме того, они понимали, что его лояльность советской власти – внешняя, вынужденная. Святителя Тихона посадили под домашний арест в Донском монастыре.

Но этого новой власти показалось мало – было предпринято несколько попыток его убийства. При второй – погиб келейник (помощник) Патриарха Яков Полозов. Несмотря на всё это, а также тяжёлую болезнь, каждое воскресенье и каждый праздник Патриарх Тихон служил в храме. Вообще, за 7 лет своего патриаршества святитель Тихон совершил 777 литургий и около 400 вечерних богослужений. То есть он служил примерно каждые два-три дня…

Tihon

Последнюю в своей жизни Божественную литургию он отслужил в храме Большого Вознесения (он и теперь существует на улице Большая Никитская в Москве) 5 апреля 1925 года. В проповеди он сказал: «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя её, чистота подвига её чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»

7 апреля 1925 года святитель Тихон скончался. Мощи святого Патриарха Тихона покоятся в Большом соборе Донского монастыря в Москве.

Из Обращения Патриарха к Совету народных комиссаров 13 октября (ст.ст.)1918 г.:

«Все, взявшие меч, мечём погибнут» (Мф.26:52). Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего Отечества, называющие себя «народными» комиссарами. Целый год держите вы в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революции, но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды. Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Мф.7:9-10).

Народу, изнурённому кровопролитной войной, вы обещали дать мир «без аннексий и контрибуций». От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решились обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций великая наша Родина завоёвана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на неё дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото».

Из Воззвания к большевикам Патриарха Тихона 19 января (ст. ст.)1918 г.:

«Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной. Властью, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите ещё имена христианские, и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной. Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: "Измите злаго от вас самех"» (1 Кор.5:13).

Тропарь, глас 3-й

В годину тяжкую Богом избранный в совершенной святости и любви Бога прославил еси, во смирении величие, в простоте и кротости силу Божию являя, положил душу за Церковь, за люди своя, исповедниче патриарше святе Тихоне, моли Христа Бога, Емуже сораспялся еси, и ныне спасти землю Русскую и паству Твою.

Пасха.ру

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика