Еще раз пришлось убедиться, какого утешения и духовного наслаждения лишают себя многие русские люди, не посещая служб церковных и не изучая священных наших напевов.
Воспоминанию об этом святом, помимо других дней, посвящена целая неделя Великого поста – вторая по счету. Чем же так прославился фессалоникийский епископ Григорий Палама? Если в двух словах, то он осмыслил и сформулировал идеи, легшие недостающими кирпичиками в фундамент той веры, которую мы сейчас называем православной.
Есть два способа богопознания: чувством и разумом. Строго говоря, они друг другу не противоречат, а наоборот – друг друга дополняют (радуга неизменно вызывает восторг и восхищение, хотя даже дети знают, что это всего лишь солнечный свет преломляется в каплях воды). Тем не менее считается, что восточное, то есть православное христианство – более чувственное и мистическое, а западное, то есть католическое – более «умственное» и рациональное.
Это не совсем так или даже совсем не так: в православии органично сочетаются и тот, и другой пути богопознания. И споры о том, какой из них лучше – давно закончены. Но 600 лет назад уверенности в этом у христиан не было. И поэтому дискуссии продолжались не десятилетиями, а столетиями.
Самую главную из этих дискуссий, в которой православный подход выкристаллизовался окончательно, возглавил византийский богослов Григорий Палама. И он в ней победил. Поэтому по праву считается одним из отцов и учителей Церкви.
Григорий Палама родился в 1296 году в столице Византийской империи Константинополе в аристократической семье: его отец был сенатором. Впрочем, он умер через несколько лет после рождения Григория, поэтому мальчика взял под свое покровительство император Андроник II. Григорий почти 20 лет прожил при царском дворе, получил блестящее образование. Одним из его учителей был знаменитый в то время филолог и богослов, ректор Константинопольского университета Феодор Метохит. Он считал Григория своим лучшим учеником. Уже в возрасте 17 лет Палама прочел во дворце императора лекцию о философии Аристотеля, которого любил больше всех из греческих философов. И императору, и представителям константинопольской знати лекция понравилась, а Метохит сказал: «И сам Аристотель, если бы он был здесь, не преминул бы удостоить ее похвалы».
Григорий был очень умен и талантлив, поэтому мог бы сделать отличную государственную карьеру. Но его интересовали другие высоты: в 20-летнем возрасте он ушел на Святую гору Афон, где жил в келье неподалеку от монастыря Ватопед, и по сей день одной из главных греческих обителей. Там Григорий принял монашеский постриг. Там под руководством опытных наставников постигал сложную и загадочную для непосвященного науку богообщения, тайнозрительного богословия, «умной» молитвы.
В 1325 году Григорию, как и всем остальным монахам, пришлось уехать с Афона из-за постоянных нападений турок. В Фессалониках (по-русски мы называем этот город Салониками) по просьбе других монахов, нуждавшихся в опытном наставнике, он принял священнический сан. И с группой монахов ушел в окрестности города Верии, где основал отшельническую общину. Ее отличие от современных общежительных монастырей состоит в том, что отшельники живут не вместе, а каждый сам по себе, собираясь для общей молитвы.
Однако на эти края напали славяне, и монахи вернулись на Афон. Там Григорий продолжал вести отшельническую жизнь, предаваясь «умной» молитве, то есть безмолвному, «в уме», но постоянному обращению к Богу, которое прерывалось лишь во время общей молитвы, когда монахи обращались ко Всевышнему уже коллективно. Это помогает монаху достичь такого состояния, когда разговор с Богом происходит на другом, непонятном и недоступном обыкновенному, мирскому человеку уровне.
Больше всего святой Григорий хотел жить именно так – в уединении и молитве. Однако по просьбе братии он был вынужден дать согласие на то, чтобы его избрали игуменом монастыря Эсфигмен. Именно в должности игумена Григорий Палама вступил в принципиальный спор с Варлаамом Калабрийским – монахом из Южной Италии, церковным писателем, философом и богословом. Позже к позиции Варлаама присоединились богословы Григорий Акиндин, Никифор Григора и другие богословы и церковные деятели, к позиции Григория Паламы – не менее авторитетные люди.
В результате возникло две богословские «партии» – варлаамитов и паламитов – спор между которыми продолжался 16 лет – с 1335-го по 1351-й год. Со временем на чисто богословский спор наложилась большая политика: варлаамиты и паламиты выступили на разных сторонах в гражданской войне, разгоревшейся после смерти императора Андроника III, между претендентами на престол Иоанном Кантакузином и Иоанном Палеологом.
За этот 16-летний период состоялось несколько Церковных соборов, на одних из которых осуждали позицию Григория Паламы, на других – позиции его противников. Дошло до того, что в 1342 году Григорий был арестован и помещен под стражу, а в 1344 году – отлучен от Церкви. Точка в этом споре была поставлена только в 1351 году, когда два Церковных собора последовательно признали варлаамитство ересью и провозгласили Григория Паламу «защитником благочестия».
К этому времени Григорий Палама уже был епископом Фессалоник. Закончив богословскую «войну», он пытался остановить и продолжавшуюся войну гражданскую. В 1354 году он поехал из Фессалоник в Константинополь, чтобы выступить посредником между Кантакузином и Палеологом. Однако попал в плен к турецким пиратам. В плену епископ Григорий пробыл почти год – до тех пор, пока сербы не собрали деньги и не заплатили туркам выкуп. Но и в плену святитель не сидел без дела: он вел миссионерскую работу среди турок, рассказывая им о Христе.
Позже, уже будучи освобожденным, он настаивал на том, что турок надо всеми силами обращать в христианство. Как показала дальнейшая история, это помогло бы избежать массы проблем. Но все произошло так, как произошло. По возвращению в Фессалоники святитель Григорий продолжал пастырскую работу; он передавал свой опыт и знания ученикам, одним из которых был Николай Кавасила – позже он продолжил развивать паламитскую традицию в многочисленных богословских трудах.
Григорий Палама умер 14 ноября 1364 года. Последними его словами были вот эти два: «К высотам!»
Исихазм
Исихазм – это древняя монашеская практика, которая заключается в «трезвении» и «непрестанной молитве». Старинное слово «трезвение» означает отрезвление от яда греха. Вывести из ума этот яд помогает молитва, и монахи-исихасты приучили свой ум непрестанно призывать имя Божие, составив для этого краткую (Иисусову) молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».
«Исихазм» в переводе с греческого означает «мир, покой, тишина», и это не случайно, ведь по слову апостола Павла эти состояния являются признаками присутствия в сердце человека Святого Духа: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость» (Гал.5,22). Процесс очищения души, просветления и уподобления человека Господу исихасты называют «обожением», то есть столь тесным благодатным единением души с Творцом, что в результате этого единения человек приобретает черты Бога, даже становится «богом по благодати».
Исихастами были преподобные Макарий Великий, Максим Исповедник, Симеон Новый Богослов и святитель Григорий Палама. Он дал развернутое богословское обоснование исихазму как устоявшейся аскетической традиции. Конечно же, самосовершенствование, очищение собственного сердца от греха, обожение и созерцание в собственной душе и во всем окружающем нас мире Божественного света – это лишь одна сторона исихазма. Главным остается то, о чем говорит нам Господь: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5,16).
Тропарь, глас 8-ый
Православию наставниче, святителем украшение, Богословцем поборниче непобедимый, Григорие чудотворче, Солуню великая похвало, проповедниче благодати, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Пасха. ру
Оставить комментарий на статьюО сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования