Ангелы поют
Иконы и фрески

Воскресение Христово и Сошествие во ад
Палехские письма. 2-я половина XIX в.

Все золотое, все: и люди золотые, и серые сараи золотые, и сад, и крыши, и видная хорошо скворешня, — что принесет на счастье? — и не­бо золотое, и вся земля. И звон немолчный кажется золотым мне тоже, как все вокруг.

И.С. Шмелев
Медиа
Поделиться:

Апостол Иаков — не просто один из ближайших учеников, но и сводный брат Иисуса. «Столпами» Христовой Церкви справедливо считаются апостолы Петр и Павел. Но сам Павел в одном из своих посланий назвал столпами, то есть опорой Церкви, еще и апостолов Иоанна и Иакова.

ApostolIakov

Святой Иаков (по-русски — Яков) был сыном Иосифа Обручника от его первой жены. Второй женой святого Иосифа была Дева Мария. Поэтому Иаков, фактически, был сводным братом Христа. Апостол Иаков стал одним из самых заметных персонажей евангельской истории. В отличие от других апостолов — первых двенадцати или последующих семидесяти (к которым и принадлежал Иаков), он никуда не уходил из Иерусалима. Апостолы Христовы с проповедью Евангелия путешествовали по миру, а Иаков учил людей и служил Господу в сердце Святой Земли, в Иерусалиме. В самом, надо заметить, некомфортном для этого месте: если языческие жрецы часто относились к христианской проповеди безразлично, то иудейские первосвященники ненавидели христиан — особенно тех, кому силой своего слова и своего примера без труда удавалось обращать иудеев в христианство.

Таков был и апостол Иаков. Он был первым Иерусалимским епископом — на эту должность его выбрали апостолы. Как глава Иерусалимской Церкви Иаков был председателем Апостольского Собора, прошедшего в Святом Городе в 51-м году. Его голос был решающим, и все, что предложил Иаков, вошло в резолюцию Апостольского Собора. Этого апостола часто называют Иаковом Младшим — чтобы отличить от апостолов «от двенадцати» Иакова Зеведеева (старшего брата Иоанна Богослова) — его называют Иаковом Старшим, а также апостола Иакова Алфеева — брата апостола и евангелиста Матфея.

И еще апостола Иакова называют Праведным — за то, как он прожил свою жизнь. Иаков был девственником, не пил спиртного, не ел животную пищу, и даже одежду носил только льняную, то есть из растительного волокна. Апостол Иаков непрестанно молился, он обращался к Богу в уединении и делал это очень искренне. Настолько искренне, что, как отметил кто-то из современников, от постоянного коленопреклонения кожа на коленях святого стала «грубой, как у верблюда».

ApostolIakov

Но первый епископ Иерусалима заботился не только о своей душе, и даже не только о нашей Церкви — он, по мере своих сил, пытался переустроить окружающий его мир, который апостол справедливо считал очень несовершенным. «Вера без дел мертва», — эта фраза из Соборного Послания апостола Иакова стала и его жизненным лозунгом. Все, что у него было — деньги, вещи, еду, — святой раздавал бедным. Он заступался за униженных и обездоленных, убеждал хозяев лучше относиться к своим рабам, давал приют всем, кому он был нужен. Все, кого отвергло общество, находили понимание и утешение у епископа Иерусалима.

Апостол Иаков пользовался среди христиан огромной любовью и уважением. Более того — его любили все жители Иерусалима, включая иудеев: такого человека сложно было не полюбить. В любой жизненной ситуации, в любом состоянии Иерусалимский епископ поступал и рассуждал с добротой, благоразумием и справедливостью. Таких людей называют совестью нации — всех, независимо от вероисповедания. А жители Иерусалима еще при жизни называли Иакова праведником.

Апостол Иаков находился на Иерусалимской кафедре довольно долго — около 30-ти лет. «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона», — так, согласно «Деяниям апостолов», рассказали о достижениях Иерусалимской Церкви апостолу Павлу, когда он ненадолго заехал в Иерусалим между своими путешествиями по миру. Такие значительные успехи апостола Иакова в евангельской проповеди не могли не вызвать гнева иудейских первосвященников.

ApostolIakov

Однако возможностей повлиять на ситуацию у них было немного: Иудея была частью Римской империи, и решения принимало не иудейское начальство, а римский наместник, прокуратор. Прокуратор же по имени Фест никак на призывы первосвященников «обуздать» христианского епископа не реагировал. Но в 62-м году прокуратор Иудеи сменился: Фест уехал обратно в Рим, а на его место должен был приехать Альбин. «Пересменка» заняла какое-то время, в течение которого прокуратора в Иерусалиме не было — ею-то и решили воспользоваться первосвященники.

Они послали к апостолу людей. Главное их предложение состояло в том, чтобы апостол вышел к народу (приближалась иудейская Пасха, и в Иерусалиме собралось много людей) и сказал, что Иисус — не Христос, что все христианство — ошибка, и надо вернуться в лоно Завета, который к тому моменту уже стал Ветхим. Апостол Иаков… согласился.

Как повествует раннехристианский историк и философ Егезипп, он взошёл на портик Иерусалимского Храма. Первосвященник Анан попросил:

— Скажи нам о Распятом!

— Вы спрашиваете меня об Иисусе? — громко сказал праведник. — Он сидит на Небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных.

В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули:

— Осанна Сыну Давидову!

Первосвященники же и книжники закричали:

— О, и сам праведник в заблуждении!

Апостола сбросили на землю и стали кидать в него камни. Иаков смог подняться на колени и сказал:

— Господи, прости их! Они не ведают, что творят.

Один иудейский священник начал уговаривать толпу:

— Что вы делаете? Видите, праведник за вас молится!

Но в этот момент один человек из толпы, суконщик, ударил апостола вальком по голове. Удар оказался смертельным. Потом разъяренная толпа убила еще нескольких христиан.

«На том месте и погребли его, — пишет Егизипп. — Над его могилою, подле храма, и доселе стоит памятник», — добавляет историк, живший менее чем через сто лет после апостола. Сейчас, конечно, никакого памятника «на том месте» уже нет. Как нет и того главного иудейского Храма. Его, так же как и почти весь Иерусалим, завоеватели Израиля разрушили всего через 8 лет после убийства апостола Иакова — в 70-м году. Еврейский историк Иосиф Флавий, говоря о бедствиях, постигших Иерусалим, замечает: «Все сие приключалось иудеям в отмщение за Иакова Праведного (который был брат Иисуса, называемого Христом), как скоро они убили этого праведнейшего мужа».

В ноябре 2002 года было объявлено об обнаружении археологами иудейского оссуария (похоронной урны), надпись на котором гласит, что в нем был похоронен «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса».

Тропарь, глас 2-ый

Яко Господень ученик восприял еси, праведне, Евангелие, яко мученик имаши еже неописанное, дерзновение яко брат Божий, еже молитися яко иерарх: моли Христа Бога спастися душам нашим.

Пасха.ру

Оставить комментарий на статью

Ваше имя:
Ваш E-mail:
* Комментарий:
* Введите число на картинке:
* - поля, необходимые для заполнения

О сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика