( http://paskha.ru/Sobornaya_plozad/Kak_prazdnovat_imeniny/august/Vasiliy_B/?job=print )

Василий Блаженный, пожалуй, самый московский из русских святых. Это про таких, как он, сказано: велик город не стенами, а святыми своими.

VasiliyB

Святой Василий жил в одно из самых мрачных времен в истории Москвы, да и вообще, Руси – при Иване Грозном. Но улыбка не сходила с лица этого странного человека, которого и зимой, и летом можно было встретить на московских улицах босого, в одной рубахе, со всклоченной бородой и нестрижеными волосами. Он и родился-то странно: не дома с бабкой-повитухой, как тогда было принято, а на паперти деревянного храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Елохове – его мать, простая крестьянка Анна, пришла помолиться Богу «об удачном разрешении».

Спустя годы, когда Елохово вошло в черту Москвы, на месте старого деревянного храма вырос новый каменный, который был назван Богоявленским. Храм стал одним из главных храмов столицы. После разрушения большевиками храма Христа Спасителя, Елоховский собор стал кафедральным – там служил Патриарх; в Елоховском соборе похоронен Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

В детстве Василий ничем не отличался от других крестьянских детей. Родители отдали его на обучение к сапожнику – чтобы ремесло могло прокормить. Но Василия ждало другое «ремесло». Как-то раз один купец заказал его хозяину сапоги – попросил стачать такие, «чтоб и за год не сносить». «Не сносит, – сказал 16-летний Вася своему хозяину, когда заказчик ушел. – Он их даже не обует…» И правда: сапоги еще не были готовы, когда купец внезапно умер. Так сапожнику, а потом и всем остальным стало понятно, что Василий – не простой человек, что Бог для чего-то наделил его невероятными способностями. Такие люди – обладающие даром видеть и понимать то, что другие никогда не увидят и не поймут – были во все времена: ветхозаветные пророки, святые Нового времени; вероятно, есть они и сейчас.

Замысел Божий угадать невозможно, но можно предположить, что Он задумывает таких людей для нас с вами – для того, чтобы, глядя на их жизнь, мы хоть немного приблизились к пониманию смысла своей жизни на этой земле, научились отделять главное от второстепенного. Часто, идя по городу, Василий вдруг останавливался и начинал молиться напротив какого-нибудь дома – он знал, что там люди совершают какой- нибудь грех или может случиться несчастье. В каждом, даже самом пропащем человеке, чья душа была покрыта черными грехами, он находил что-то светлое и верил, что тот сможет исправиться.

Блаженного Василия со временем полюбила вся Москва. Никто не смел его обидеть; дети ходили за ним толпами – но не дразнили, как можно было бы предположить, а просили поиграть с ними. Василий был большой мастер на разные выдумки, приводившие ребятню в восторг. Хотя иногда он совершал вещи странные и загадочные. Однажды Василий шел по Красной площади, где, как обычно, собиралась ярмарка, и ни с того, ни с сего вдруг выхватил у продавца связку баранок и стал их топтать. Пораженный продавец признался: подмешивал в муку мел, чтобы дешевле получалось. Покупатели начали, было, бить бараночника, но Василий остановил – больше, сказал, он так делать не будет.

А однажды случилась и вовсе поразительная вещь. Василий пришел в один из московских храмов и камнем разбил самую почитаемую икону Богородицы. Богомольцы, приезжавшие со всей Руси помолиться перед ней, набросились на странного человека с кулаками, но потом увидели, что из-под верхнего слоя краски через светлый лик Богоро-дицы проступает изображение сатаны.

Официально (в Московской Степенной книге) зафиксирован и вот какой факт. Однажды – это было летом 1547 года – блаженный Василий пришел в Вознесенский монастырь на нынешней улице Воздвиженке (этого монастыря больше не существует) и долго, со слезами, молился перед храмом. На следующий день начался один из самых больших московских пожаров, уничтоживший почти половину города. И начался он именно с Воздвиженского монастыря…

Василий был добрым и жизнерадостным, но это не значит, что от него не доставалось людям, чьи помыслы и грехи он видел. Однажды он обличил самого Иоанна Грозного в том, что во время службы в храме тот думал не о Боге, а о постройке очередного дворца на Воробьевых горах. В Москве говорили, что царь Иоанн, которого прозвали Грозным не просто так, боялся единственного человека на земле: Василия Блаженного. Боялся и уважал. Неслучайно в последние дни жизни святого, когда тот тяжело болел, царь Иоанн и царица Анастасия навестили его в бедной избе, где Василия приютил кто-то из москвичей.

Святой мог позволить себе никого и ничего не бояться: приняв на себя облик юродивого, он освободился абсолютно от всех мирских условностей. Он не боялся того, чего боится любой из нас: остаться без денег, без еды, без крова, без одежды, без социального статуса – у него ничего не было и ничто ему было не нужно. Поэтому юродство во имя Христа и называют подвигом; это один из самых непростых и, прямо скажем, опасных путей постижения Истины.

Впрочем, у Василия выбора, кажется, и не было – Сам Господь предназначил ему такую трудную, но светлую долю. Блаженный Василий прожил очень долго для того времени – 88 лет. Он умер 15 августа 1557 года. Святого похоронили в Троицком храме, объединенном с собором Покрова, что на Рву, на Красной площади. По преданию, все полушки, копейки и пятачки, которые с радостью давали Василию москвичи («на счастье!») он пожертвовал на строительство этого собора, возведенного в честь победы над Казанью. С тех пор иначе, как собором Василия Блаженного, этот храм никто не называет…

БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР

Собор построен в 1835-1845 годах на месте храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Главный алтарь был освящен в честь Богоявления Господня. С 1943 года собор становится патриаршим, главным собором Москвы. Таковым он пребывал до восстановления Храма Христа Спасителя. В пятиярусном вызолоченном главном иконостасе собора на левой стороне помещена святыня храма – икона Казанской Божией Матери (перенесена в собор в 1930 году), с которой казанское ополчение пришло на помощь москвичам для изгнания поляков в 1612 году.

Особо чтимой является икона святителя и чудотворца Николая с житием в приделе его имени. В соборе находятся мощи одного из самых почитаемых на Руси святых – святителя Московского Алексия, чудотворца (1293-1378). В Никольском приделе похоронен Патриарх Сергий. В 2008 году в Благовещенском приделе нашел место своего упокоения Патриарх Алексий II. Крестильный храм собора освящен в честь святого Василия Блаженного.

ХРАМ ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ НА РВУ

Один из самых знаменитых православных храмов мира – храм Покрова, что на Рву – сегодня называют собором Василия Блаженного. В храме покоятся мощи московского юродивого ради Христа. Храм построили в 50-х годах XVI века по приказу царя Ивана Грозного в честь взятия Казани. Его справедливо называют «иконой, запечатленной в камне». Храм как бы возвышается над всей Русской землей, которая со времен Ивана Грозного заметно расширилась, – и незримо накрывает ее Покровом Богородицы.

Редкий случай, но сохранились имена зодчих храма Василия Блаженного: это Постник Яковлев и Иван Барма. Архитектор и реставратор Дмитрий Сухов, под руководством которого уже в XX веке храму был возвращен первоначальный облик (он неоднократно горел), был уверен: «Покровский Собор такое же высокое произведение русского гения, как «Слово о полку Игореве» или живопись Андрея Рублева».

Тропарь, глас 8-й

Житие твое, Василие, неложное, и чистота нескверна, Христа ради тело твое изнурил еси постом и бдением, и мразом и теплотою солнечною, и слотою и дождевным облаком, и просветися лице твое, яко солнце, и ныне приходят к тебе Российстии народи и вси людие, прославляюще святое твое успение. Тем Христа Бога моли, да избавит ны от варварскаго пленения и междоусобныя брани и мир мирови подаст и душам нашим велию милость.

Пасха.ру

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика