Ангелы поют
Иконы и фрески

Жены-мироносицы у гроба
XV в., Тверь Дар Троице-Сергиевой Лавре

Утром проснулся я, и первое, еще не осознанное впечатление большой — нет! — огромной радости, которой как будто бы пронизан весь свет: люди, звери, вещи, небо и земля.

А.И. Куприн
Медиа
Поделиться:

Жития наших святых мы читаем для того, чтобы хоть что-то из их жизненного пути примерить на себя, чему-то научиться, что-то важное понять… В этом смысле жизнь святителя Тихона Задонского очень поучительна.

Tihon_Zadonskiy

Тимофей Савельевич Кириллов – так звали святителя в миру – родился в 1724 году в селе Короцке Валдайского уезда Новгородской губернии. Его отец был дьяконом в местном храме, но его мальчик не запомнил – он умер, когда Тимофей был совсем младенцем. Семья и при жизни отца жила бедно, а после его смерти обнищала совсем: мать Тимофея и его старший брат работали, не покладая рук, но все равно едва могли прокормить пятерых младших детей.

«Как я начал себя помнить, – рассказывал потом святитель Тихон, – в доме при матери нашей было нас четыре брата и две сестры, отца своего я не помню. Старший брат был дьячком, средний взят на военную службу, а мы все еще малы были и жили в великой бедности, так что нуждались в дневной пище». Проще говоря, часто им было нечего есть. Нечего не в современном понимании, когда на столе нет кастрюли борща, а по-настоящему, когда его и приготовить не из чего.

Едва повзрослев, Тимофей тоже начал помогать семье, работая на зажиточных соседей. «Бывало, как в доме есть нечего, так целый день бороню пашню у богатого мужика, чтобы только хлебом меня накормили», – вспоминал святитель. Из такой непроглядной нищеты и безнадеги очень сложно выбиться в люди. Тому, кто захочет это сделать, потребуются гораздо большие усилия, чем выходцу из семьи тогдашнего городского среднего класса. Нужно обладать очень большой силой духа, чтобы такие усилия предпринять. Видимо, будущий святитель обладал ею с детства. К тому же он вырос в очень хорошей семье, где все друг друга любили и помогали, чем могли.

В 1738 году мать привезла Тимофея в Новгород, где заботу о нем взял старший брат, служивший дьяконом в одном из храмов. Тимофей поступил учиться в Новгородскую духовную школу, которая позже, на его счастье, была преобразована в Духовную семинарию. Самых способных учеников перевели в семинарию без экзаменов и взяли на казенное содержание. Среди этих учеников был и Тимофей. Содержание заключалось в том, что студентам бесплатно предоставлялось жилье, а также хлеб и кипяток.

«Бывало, как получу хлеб, половину оставлю для себя, а другую продам и куплю свечу, с ней сяду за печку и читаю книжку. Товарищи мои, богатых отцов дети, найдут отопки лаптей моих и начнут смеяться надо мною и лаптями махать на меня, говоря: «Величаем тя, святителю!» – рассказывал о тех годах владыка Тихон. Подростки вообще часто бывают жестокими по отношению друг к другу. Но Тимофей терпел злые шутки, выдержал, не бросил учебу, хотя соблазн такой был. Если бы он нанялся куда-то рабочим, то, по крайне мере, перестал бы испытывать нищету. Но, видимо, он понимал, в чем его предназначение; знал, что сможет принести пользу и себе, и людям совсем другим способом…

Тимофей учился в семинарии почти 14 лет – не потому, что учился плохо, напротив – очень хорошо. Просто не хватало преподавателей, и учебный процесс по этой причине растягивался. И именно поэтому, будучи студентом, он начал преподавать греческий язык. А по окончании семинарии – риторику и богословие.

В 1758 году, в возрасте 34-х лет, Тимофей был пострижен в монахи, приняв имя Тихон и сменив фамилию на Соколов – была тогда и такая традиция. Но он не оставил преподавание: будущий святитель вел уроки философии в Новгородской семинарии. А уже в 1759 году Тихон был назначен префектом (ректором) семинарии и одновременно – архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря (уничтожен в советское время). Позже к этому перечню добавился труд быть ректором Тверской духовной семинарии и настоятелем Тверского Успенского Отроча монастыря (к нашему времени от него остался лишь Успенский собор).

В сан епископа святитель Тихон был возведен в очень молодом для этого служения возрасте – ему было 37 лет. Совсем недолго он был викарием (помощником правящего архиерея) Новгородской епархии, а в 1763 году был назначен епископом Воронежским и Елецким. Это была очень непростая территория – помимо всего прочего, в Воронежскую епархию входила Область Войска Донского (современная Ростовская область и окрестности), где почти не действовали российские законы и где укрывались от преследования власти различные сектанты.

На Воронежской кафедре святитель Тихон пробыл всего 4 года, но за это время успел сделать очень многое. Прежде всего, он был мудрым наставником как священников, так и паствы. Заботился о хорошей подготовке молодых священников и дьяконов, главным требованием к которым было строгое соблюдение церковного устава, с одной стороны, и неформальный подход, христианская любовь к прихожанам, с другой. Требовал от священников не работать в Церкви, и даже не служить ей, а жить жизнью Церкви: воспринимая себя, как продолжателей дела апостолов, полностью отдаваясь Богу и людям.

Tihon_Zadonskiy

Святитель имел право это требовать: сам он жил именно так. Он умел все делать только по-настоящему, на сто процентов. Святителя очень редко можно было застать в кабинете – разве что за написанием очередного труда, но писал он, как правило, ночами. А днем занимался воспитанием семинаристов, восстановлением храмов, постоянно ездил в Донские земли, пытаясь вернуть в лоно Церкви сектантов, и часто это ему удавалось.

Святитель стал основателем нескольких духовных школ, Воронежской духовной семинарии и сам, насколько позволяло время, и преподавал в них. Особое внимание он уделял монастырям – совершенно справедливо считая, что монахи, если уж они приняли на себя тяжелый крест иночества, должны быть образцом христианской жизни. Специально для монахов святитель написал «15 статей увещаний к инокам», которые являются настольной книгой и многих современных монахов.

Епископ постоянно общался с паствой напрямую – и лично, не уставая проповедовать то в одном, то в другом храме своей обширной епархии, и рассылая письменные проповеди. В них он боролся против языческих традиций (и сейчас не изжитых до конца), против пьянства, безнравственных развлечений, роскоши, призывал к искренней вере и к христианской любви.

В этих краях – и в Черноземье, и южнее – в то время не было более авторитетного и любимого людьми человека, чем святитель Тихон. Знали его и во всей России. Все описанное, напомним, происходило в течение четырех лет. Поскольку святитель «выкладывался» полностью, его здоровье не выдержало и начало давать сбои. Поняв, что он не может больше в полной мере исполнять свои обязанности – а он мог делать что-то только в полной мере – святитель Тихон попросился в отставку, как говорят в Церкви – на покой. С большой неохотой и сожалением прошение епископа 17 декабря 1767 года было удовлетворено.

Сначала он поселился в Толшевском Спасо-Преображенском монастыре недалеко от Воронежа (в советские времена закрыт, сейчас восстановлен), а в 1769-м переехал в Задонский монастырь (который теперь тоже, к счастью, возрожден), где и прожил до конца жизни.

Tihon_Zadonskiy

Не просто прожил. Святитель и в монастыре не имел ни одной свободной минуты. Главным в его жизни, конечно, была молитва – для этого люди и уходят в монастырь. А все оставшееся время святитель тратил на помощь людям. К нему шли и шли ходоки – за добрым словом, за наставлением, за элементарной денежной помощью.

Святитель Тихон был вполне обеспеченным человеком: государство платило ему как епископу пенсию. Надо ли говорить, что все до копейки он раздавал бедным людям и отдавал своему монастырю? При этом, несмотря на звание, святитель с радостью брался за любую монастырскую работу – колол дрова или косил сено, жил в спартанских условиях, носил самую простую одежду.

Tihon_Zadonskiy

Будучи до предела требовательным к себе, святитель был очень снисходителен к другим. Дело было Великим постом. Однажды отец Тихон зачем-то зашел в келью одного из монахов. И обнаружил, что этот монах вместе с товарищем ест уху – а рыба в пост, вопреки распространенному заблуждению, разрешена только в двунадесятые праздники, которых за эти семь недель случается максимум два. Святитель ни словом, ни даже взглядом не упрекнул монаха и его товарища – более того, он сел за стол и съел с ними тарелку ухи. При том что держал самый строгий, даже по монашеским меркам, пост. То есть человеческая, христианская любовь была для него несоизмеримо важнее собственного подвига.

Вообще, про монашеский подвиг Тихона Задонского надо сказать отдельно. Все люди – разные. Кто-то – кроткий и спокойный от рождения, ему проще смирять себя и переступать через свою гордыню. Святитель же Тихон был из тех, у кого бурлит кровь, кто горяч и несдержан от природы. И очень сложно представить, какие усилия по отношению к собственному темпераменту он предпринимал, как крепко держал себя в руках, что стал образцом монашеского смирения.

В Задонском монастыре святитель Тихон написал и самые важные свои духовные произведения «Сокровище духовное, от мира собираемое» и «Об истинном христианстве». Эти книги были и остаются одними из важнейших для любого православного христианина. Умер святитель Тихон 13 августа 1783 года. Он был похоронен в Задонском монастыре, где и покоятся его мощи. К лику святых его причислили в 1861 году. Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) в день канонизации святителя сказал: «Горел здесь светильник, поставленный Богом, – и блистание его озаряло всех животворным светом разума и благочестия… Поистине это был свет мира, соль земли… Светильник не угас… Он перенесен на свещник к Престолу Отца светов, чтобы с высоты освещал не одну, а все области отечества земного…»

ЗАДОНСКИЙ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Tihon_Zadonskiy_monastyr

Монастырь был основан в 1610 году двумя старцами-схимонахами Кириллом и Герасимом, выходцами из московского Сретенского монастыря. Монастырь расположен в городе Задонске Липецкой области – совсем недалеко от федеральной трассы «Дон», в 40 километрах от Ельца, 60 километрах от Липецка и в 90 километрах от Воронежа, на левом берегу Дона. В 1692 году пожар уничтожил практически весь монастырь, пощадив только принесенный старцами- основателями чудотворный список Владимирской иконы Божией Матери.

Позже обитель была восстановлена. Известной во всей Руси она стала благодаря святителю Тихону. И благодаря ему же монастырь значительно увеличился в размерах: возникла потребность в постройке новых братских корпусов, гостиниц для паломников, трапезных и т.д. В 1845-1853 годах в Задонском монастыре по проекту архитектора Константина Тона (храм Христа Спасителя в Москве тоже построен по его проекту) был возведен, пожалуй, самый красивый и величественный собор обители – Владимирский.

В начале ХХ века Задонский монастырь был, по сути, целым городом, включавшим в себя 6 храмов, колокольню, богадельню, больницу, аптеки, два кирпичных и свечной заводы, церковно-приходскую школу и т.д. В монастыре проживало около 300 монахов, несколько сотен послушников. При большевиках монастырь был закрыт и разорен. В его зданиях работал консервный завод, в главном, Владимирском, храме был склад готовой продукции. Сейчас монастырь возвращен Русской Православной Церкви, отчасти восстановлен, но еще много предстоит сделать. На территории монастыря установлен памятник святителю Тихону Задонскому.

Тропарь, глас 8-й

От юности возлюбил еси Христа, блаженне, образ всем был еси словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою и смирением, темже и вселился еси в Небесныя обители, идеже предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, моли, святителю Тихоне, спастися душам нашим.

Пасха.ру

Оставить комментарий на статью

Ваше имя:
Ваш E-mail:
* Комментарий:
* Введите число на картинке:
* - поля, необходимые для заполнения

О сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика