Есть люди, которым самой судьбой предназначено быть победителями. Но побеждать страны и народы иногда оказывается гораздо проще, чем одерживать маленькие победы над самим собой. Александр Македонский покорил половину мира, но умер глубоко несчастным человеком. А главная победа святого Георгия состояла в том, что он убил дьявола (победил грех) в себе. Святой погиб в невероятных муках, но абсолютно счастливым человеком. И остался Победоносцем и после смерти.
Георгий родился в Бейруте (это столица современного Ливана) в конце III века. Как и весь Ближний Восток, эта территория была частью Римской империи. К тому моменту христианство уже распространилось по Римской империи и её окрестностям, но ещё не стало государственной религией Рима. Родители Георгия — богатые и знатные люди — уже были христианами, в Христовой вере они воспитали и сына. А вот правивший тогда император Диоклетиан был фанатичным язычником, приверженцем римских богов.
Георгий поступил на военную службу в римскую армию. Современники отмечали, что он как будто был создан именно для того, чтобы стать воином: Георгий отличался умом, храбростью, был невероятно силен и очень красив. Поэтому неудивительно, что военная карьера Георгия сложилась быстро и удачно: он стал тысячником — руководителем подразделения римской армии (когорты), куда входила 1000 человек.
Смелого воина заметил император Диоклетиан — талантливый правитель и полководец, который, однако, вошёл в историю как один из самых жестоких гонителей христиан. Диоклетиану казалось, что новая религия может подорвать основы Римской империи, и он всеми возможными способами пытался удержать римский народ в рамках языческой религии. С этой целью христиан жестоко преследовали, во времена Диоклетиана были казнены тысячи наших единоверцев. Георгий же не то чтобы скрывал свое вероисповедание — просто его никто об этом не спрашивал.
Однажды воин Георгий оказался на суде над христианами. Услышав приговор об их мучительной казни и понимая, что эти люди ни в чём не виноваты, наоборот — они жили гораздо благочестивее погрязших в роскоши и разврате сограждан-язычников, Георгий принял решение. Он понимал, что заступничество за христиан в той обстановке могло привести только к одному — казни его самого. Георгий не был наивным и знал, что его смерть не будет лёгкой: если уж рядовых христиан пытали, заставляя отречься от Христа, то со своим военачальником император тем более будет жестоким.
Георгий — а он, напомним, был богатым человеком — раздал всё своё имущество бедным, отпустил на волю рабов, поскольку понимал, что богатство ему больше не пригодится, и пришёл в императорский дворец. Диоклетиан был рад видеть своего любимца. Но изменился в лице, когда Георгий сообщил ему, что он христианин, что был таковым с самого рождения и останется до конца дней. Георгий обвинил императора в жестокости и несправедливости, его яркая и убедительная речь была полна логичных и убедительных доводов против антихристианской политики римской власти.
Чуда не произошло: после проповеди Георгия император не стал христианином и даже не проникся к христианам симпатией. Напротив — он попробовал уговорить любимого военачальника отречься от своей веры и перейти в «правильную», языческую, религию. Георгий сказал твёрдое «нет», и тогда император приказал подвергнуть его различным пыткам — он надеялся, что таким образом вынудит воина сказать то, что хотел слышать. Святого пытали несколько дней, его мучители соревновались в жестокости. Но мученик был непоколебим — он не только не отрёкся от Христа, но и вообще не произнёс ни слова и не издал ни единого стона. В конце концов даже император не вынес этой жестокости: он приказал отрубить святому Георгию голову мечом. Всё это произошло в 303 году в Никомидии — городе недалеко от Константинополя, на территории современной Турции.
Таких людей, которые претерпели особенно сильные страдания за веру в Христа, наша Церковь называет великомучениками. В качестве великомученика прославлен и святой Георгий. Многие наши святые при жизни не совершали никаких чудес — они просто жили так, как положено жить любому настоящему христианину. О прижизненных чудесах святого Георгия тоже неизвестно ничего — если, конечно, не считать чудом ту невероятную силу духа, которую он продемонстрировал, исповедуя христианство и защищая своих единоверцев. Однако известно множество посмертных чудес святого Георгия — и именно за них он назван Победоносцем, то есть несущим победу в борьбе с дьяволом.
Чаще всего великомученик Георгий Победоносец изображается сидящим на белом коне и убивающим копьём дракона. Именно так, например, он изображён на гербе Москвы, небесным покровителем которой является святой. Этот эпизод получил название «Чудо о змие». По преданию, недалеко от Бейрута, где родился святой, в озере жил змей, который пожирал людей. Между прочим, многочисленные предания о змеях, драконах и змеяхгорынычах, существующие практически у всех народов, никак не расходятся с наукой: в те времена могли существовать отдельные гигантские рептилии, по каким-то причинам не вымершие вместе со своими сородичами.
Жители окрестностей ужасно боялись этого змея и, чтобы задобрить его, регулярно приносили ему в жертву юношу или девушку. И вот жребий пал на одну из местных девушек, отличавшуюся благочестием. Её привели к озеру и привязали там. Умирая от страха, девушка увидела змея, приближающегося к ней. Но одновременно из ниоткуда появился прекрасный юноша на белом коне и убил змея копьём. Как вы уже догадались, это был святой Георгий Победоносец. Предание об этом чуде получило широкое распространение в христианском мире не только потому, что была спасена ни в чём не повинная девушка, но и потому, что убийство Георгием змея имеет и ещё одно, символическое, значение. Ведь ещё Иоанн Богослов в своём «Апокалипсисе» («Откровении») называет дьявола «древним змием, и победа над ним Бога, совершённая руками Своего святого, не могла не вызвать отклика в сердцах христиан.
Существуют и другие символические толкования чуда, совершённого святым Георгием. Например, такое, что спасённая им девственница — это Церковь Христова, а змей — язычество. Иногда Георгия Победоносца сопоставляют с Архангелом Михаилом, низвергнувшим сатану в Небесной битве Добра и Зла. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в некоторых христианских странах — например, в Англии и Грузии — Георгий Победоносец является самым почитаемым святым. Это нашло отражение и во флагах Великобритании и Грузии, главным элементом которых является георгиевский крест — прямой красный крест на белом фоне.
На Руси Георгий Победоносец тоже почитаем с древности. Он считался покровителем земледельцев и хранителем домашнего скота. Собственно, само имя Георгий в переводе с греческого — «земледелец»: geо — земля, ergon — дело. Имя Георгий у нас трансформировалось в Егор и Юрий. Юрьев день — это и есть день памяти святого Георгия Победоносца. Вернее, один из дней, поскольку их два — «тёплый» (весенний) Егорий — 6 мая и «холодный» (осенний) — 9 декабря.
Весенний Юрьев день окончательно отделял зиму от лета — в этот день крестьяне впервые после зимы выводили домашний скот на пастбища, устраивали молебны в полях, прося у Бога хорошего урожая. Знаменитая поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» связана с осенним Егорием. По русскому законодательству за неделю до этого дня и неделю после него крепостным крестьянам разрешалось переходить от помещика к помещику, поскольку к этому времени все сельскохозяйственные работы были уже завершены. Поговорка же сложилась, когда в 1649 году царь Алексей Михайлович ввёл Соборное уложение (свод законов), уничтожившее это право. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» в том смысле, что никакого Юрьева дня — в прежнем его понимании — больше нет.
«Молодой Егорий, светло-храбрый, по локоть руки в красном золоте, по колена ноги в чистом серебре. И во лбу солнце, в тылу месяц, по концам звёзды перехожие», — так, судя по фольклору, народ представлял одного из самых любимых своих святых. До XV века гербом Московского княжества было изображение святого Георгия Победоносца — традиция пошла от основателя Москвы Юрия Долгорукого. Гербом Москвы изображение Георгия Победоносца остаётся и сейчас. В XV веке Царство Русское переняло у Византии двуглавого орла, на котором, в свою очередь, появился щит с изображением Георгия Победоносца. Почти в неизменном виде этот герб и сейчас является гербом Российской Федерации.
Интересно, кстати, что учёные-геральдисты (геральдика — отрасль исторической науки, изучающая гербы) настаивают, что Георгий Победоносец на гербе Москвы и России убивает копьём именно змея, а не дракона. Поскольку змей в геральдике — персонаж всегда отрицательный, а дракон — всегда положительный.
Святого Георгия Победоносца сопоставляют с Архангелом Михаилом, низвергнувшим сатану в Небесной битве Добра и Зла. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в некоторых христианских странах — например, в Англии и Грузии — Георгий Победоносец является самым почитаемым святым. Это нашло отражение и во флагах Великобритании и Грузии, главным элементом которых является георгиевский крест — прямой красный крест на белом фоне.
Тропарь, глас 4-й
Подвигом добрым подвизался еси, страстотерпче Христов Георгие, и веры ради обличил еси мучителей нечестие: жертва же благоприятна Богови принеслся еси. Темже и венец приял еси победы, и молитвами, святе, твоими, всем подаеши прегрешений прощение.
Пасха.ру