Почитание людей, отдавших свою жизнь за Христа, началось в самые первые годы христианства. Христиане помнили и чтили единоверцев, убитых языческой властью, тем более они помнили и чтили Деву Марию (Она и есть первая и главная из христианских святых), а также ближайших учеников Христа — святых апостолов. «Христа почитаем мы, ибо Он есть Сын Божий. Мучеников мы достойным образом любим как учеников и подражателей Господа ради их непревзойденного устремления к их Владыке и Учителю», — говорится в очень древней, относящейся примерно ко II веку, рукописи.
В начале XX века — до Октябрьской революции — Русская Православная Церковь почитала 2 500 святых. Из них русских, то есть тех, которые совершали подвиги на территории нашей страны — 450. Эта цифра была во многом условна: правила канонизации (с греческого — «узаконивания») святых были выработаны лишь на Макарьевских соборах 1547 и 1549 годов, названных так потому, что их созывал Московский митрополит Макарий.
Однако еще до этих соборов как всей Русской Церковью, так и отдельными приходами и регионами почитались многие святые. Самый яркий пример — Сергий Радонежский, которого стали почитать святым сразу после смерти, притом что умер он почти за 200 лет до соборов.
Простой, казалось бы, вопрос: сколько святых в Русской Православной Церкви? Однако ответить на него практически невозможно. Имена нескольких святых знает каждый из нас. В действительности же их несколько тысяч. И еще больше тех, имена которых мы никогда не узнаем. Вот почему для почитания памяти всех русских святых, известных и неизвестных, установлен специальный праздник - Собор всех святых, в земле Российской просиявших
Какого человека можно назвать святым? Основными критериями канонизации общецерковных и местнопочитаемых подвижников веры в Русской Православной Церкви являются праведное житие, безукоризненное православие, народное почитание и чудотворения. Если коротко, то святость можно определить как причастность человека Богу, его преображение под действием Божественной благодати. «Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках, ибо написано: будьте святы, потому что Я свят», — это слова одного из Посланий апостола Петра.
Человек — образ и подобие Бога и, как писал святой Иоанн Дамаскин, «Богами же, и царями, и господами называю их (святых) потому, что они царствовали над страстями и преодолели их, и в неизменном виде сохранили Божественный образ и подобие, по которому были созданы... Они соединились с Богом, приняв Его в себя, и сделались по причастию и благодати теми же, что Он является по природе».
Бурный ХХ век с его войнами и революциями, небывалыми гонениями на Церковь и уничтожением безбожной властью лучших людей России дал столько святых новомучеников и исповедников, что, дай Бог, за текущее, XXI столетие, увековечить память каждого из них.
Специальная комиссия Русской Православной Церкви уже выявила имена многих пострадавших за веру в годы советской власти, изучила их жизненный путь и мученическую кончину. Почти с каждым заседанием Священного Синода список новомучеников и исповедников Российских увеличивается — их уже несколько тысяч. Но вряд ли мы когда-нибудь узнаем имена всех погибших в застенках ЧК и НКВД священников, убитых только за то, что они священники, и мирян, лишенных жизни только за то, что они не отреклись от своей веры. На одном Бутовском полигоне (сейчас он в черте Москвы) НКВД были замучены и убиты десятки тысяч человек — около 300 из них уже причислены к лику святых. А сколько в бутовской земле лежит неизвестных? Колыма, Соловки… — за каждым из этих слов — десятки, сотни тысяч человеческих трагедий. И тысячи, и тысячи подвигов. О многих из них мы не узнаем никогда…
Незадолго до своего ареста и мученической смерти в Бутове Владыка Серафим (Чичагов) говорил: «Православная Церковь переживает сейчас время испытаний. Многие страдают за веру, но это — золото очищается в горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, сколько не помнит вся история христианства». Так оно, как мы теперь знаем, и случилось.
Русскую Церковь ХХ век сделал Церковью новомучеников. «Кровь мучеников — семя христианства», — сказал древний христианский философ Тертуллиан. Прошлый век не оставил в этом никаких сомнений. Самое же главное заключается вот в чем: святые и сейчас существуют, они живут среди нас… Всмотритесь в лица людей в трамвае, супермаркете или на улице. Возможно, вы их увидите…
Русской Церковью определены различные чины святых. Помимо тех, о ком идет речь ниже, есть чины, которые в пояснениях не нуждаются: апостолы, праведники. При этом один и тот же святой может относиться к нескольким чинам, будучи одновременно бессребреником, мучеником и преподобным…
Б
Благоверные князья — святые руководители государства, известные своим милосердием и заботой об укреплении православной веры.
Блаженные, или юродивые — те, кто добровольно принял на себя облик безумия, чтобы стяжать добродетель смирения.
Бессребреники — святые, особенно прославившиеся своим бескорыстием, отказом от богатства ради Христа. Первыми бессребрениками были названы братья-врачи Косьма и Дамиан.
В
Великомученики — это святые мученики, которые претерпели особенно тяжелые и длительные мучения за христианскую веру.
И
Исповедники — те, кто открыто провозглашал свою веру во время гонений, претерпел мучения за веру, но, в отличие от мучеников, остался жив.
М
Мученики — святые, смертью своей засвидетельствовавшие веру в Иисуса Христа и Его Воскресение.
П
Праотцы — ветхозаветные праведники, например, Адам и Ной, а также родители Богородицы святые праведные Иоаким и Анна (их называют «Богоотцы») и обручник Девы Марии — праведный Иосиф.
Пророки — ветхозаветные святые, возвещавшие волю Божию людям, в частности, предрекшие приход Христа.
Преподобные — святые монахи. Те из монахов, которые приняли мученическую смерть за Христа, именуются преподобномучениками.
Р
Равноапостольные — святые, обратившие к вере целый народ, то есть равные в этом апостолам.
С
Святители — епископы, предстоятели церковных общин, которые своей святой жизнью и праведным пастырством осуществили промысел Божий о Церкви.
Священномученики — мученики, облечённые священным саном.
Столпники — святые, избравшие особый подвиг — стояние на столбе или камне, сосредоточившись на постоянной молитве.
Страстотерпцы — все мученики, претерпевшие страдания за Христа. Преимущественно страстотерпцами называют тех, кто принял смерть не от явных гонителей христиан, а от своих единоверцев. В их подвиге подчеркивается незлобие, непротивление врагам.
Тропарь, глас 8-й
Как плод прекрасный Твоего спасительного посева, земля Российская приносит Тебе, Господи, всех святых, в ней просиявших. Их мольбами и ходатайством Богородицы Церковь и страну нашу в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.
Пасха.ру