В 20-е годы XVIII века в Санкт-Петербурге родилась девочка, которую в крещении нарекли Ксенией. О детстве и юности, о родителях будущей святой угодницы ничего не известно. В восемнадцать лет она вышла замуж за певчего придворного хора Андрея Фёдоровича Петрова. Супруги не были богаты, но и не бедствовали – принадлежали, как сейчас говорят, к среднему классу. В браке молодая жена была счастлива, но семейное счастье было недолгим. Муж скончался внезапно, без христианского приготовления, и Ксения стала вдовой в 26 лет.
После похорон мужа она поняла, что ничто земное, материальное, человеческое ей уже не интересно. Ксения раздала всё имущество бедным. Её покойный супруг был владельцем дома в приходе церкви апостола Матфея на Петроградской стороне. Часть дома снимала Параскева Антонова, хорошо знавшая Ксению. После похорон, утешая молодую вдову, Параскева спросила, как же она теперь будет жить. Ксения ответила: дом теперь принадлежит Параскеве, но с одним условием – пусть только Параскева о бедных не забывает. А ей самой ничего не нужно, да и нет на Божьем свете больше Ксеньюшки.
Родные Ксении написали прошение бывшим начальникам Андрея Фёдоровича, чтобы те разобрались в ситуации – они опасались, что Ксения не в себе, что она раздаст всё, что у неё есть, а потом будет об этом жалеть. Специальная комиссия обследовала Ксению и пришла к выводу, что она в своём уме, а значит, может поступать со своим имуществом так, как ей заблагорассудится.
На похороны Ксения надела мундир мужа. После похорон мундир она уже не сняла и просила называть её Андреем Фёдоровичем, утверждая, что он не умер, а умерла она, Ксения Григорьевна. Знакомым, окликавшим её, с досадой говорила, чтобы оставили покойницу в покое.
После того как мундир истлел на Ксении, до конца жизни она ходила в одежде двух цветов: красной кофте и зелёной юбке или наоборот – это были цвета форменной одежды её супруга. Сначала жители Петербурга сторонились странной женщины. Местные мальчишки донимали её, обзывая, бросались камнями.
Полиция, обеспокоенная возможными нарушениями общественного порядка, даже какое-то время следила за ней. Полицейских интересовало – где ночует Ксения Петрова, которая зачем-то отдала свой дом непонятно кому? Выяснилось, что каждый вечер она уходит в поле и всю ночь проводит в коленопреклонённой молитве. А днём приходит в храм апостола Матфея на Петроградской стороне (в настоящее время он не сохранился). Духовником блаженной Ксении был преподобный Феодор Санаксарский – дядя адмирала Фёдора Ушакова, позже причисленный к лику святых.
В дни скитания Ксении по городу на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге строили новую кирпичную церковь. Рабочие, приходя утром на смену, стали замечать, что за ночь на том уровне, на котором они вчера остановились, появляются новые кирпичи. Кто-то работал по ночам – носил кирпичи наверх, выполняя самую трудную и неблагодарную на стройке работу. Так повторялось много дней. В конце концов, рабочие решили выяснить, кто это делает. Спрятавшись, ночью они увидели, что кирпичи носит хрупкая женщина, в которой они узнали блаженную Ксению.
От неё исходила такая любовь и такой свет, она говорила людям настолько необычные и при этом правильные слова, что впечатления о встрече со странной женщиной петербуржцы долго передавали друг другу. Многие предлагали ей одежду, тёплую обувь, деньги. Она отказывалась от предложенного, в том числе и от денег. А если и брала их, то тут же раздавала нищим. Себе же оставляла только одну копейку – отсюда пошла и до сих пор существует традиция: каждый, кто приезжает поклониться праху блаженной Ксении, оставляет на её могиле копейку.
Постепенно люди поняли, что Ксения не сумасшедшая, а юродивая, что она не странная, а святая. Её уже не обижали хулиганы, не сторонились прохожие – наоборот, каждый приглашал к себе в дом. Там, где гостила блаженная Ксения, воцарялись покой и достаток. Если она подходила на рынке к лотку с товарами, то купец благодарил Господа за посланный ему добрый знак – к вечеру весь товар бывал распродан. Матери, завидев блаженную, спешили к ней с детьми в надежде, что она приласкает ребёнка. Очень часто от её благословения и прикосновения руки больные дети выздоравливали.
Помогала блаженная Ксения многим петербуржцам и в бедах. Однажды она обратилась к своей знакомой со словами: «Возьми пятак, тут царь на коне; потухнет» – и подала ей медный пятак с изображением всадника. Женщина в недоумении от услышанного дошла до своего дома и с ужасом увидела, что здание горит. Но по милости Божией пожар удалось остановить. Вот тогда и стали понятны пророческие слова юродивой: «Возьми пятак, потухнет».
Ксения Петербургская в подвиге юродства подвизалась 45 лет, преставилась она в самом начале девятнадцатого века, около 1803 года. Святая угодница Божия была похоронена на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Около двух веков прошло с тех пор как блаженная Ксения покинула этот мир. После её кончины люди нескончаемым потоком шли к могиле и после панихиды каждый брал щепотку земли в память о святой. Могильный холм оказался постепенно разобран, насыпали новый, но паломники разобрали и его.
Было решено закрыть могилу мраморной плитой, но плита была разбита, и её частицы люди унесли во все концы России. По сей день Ксения Петербургская помогает всем, кто в молитве просит её о помощи. Путь к Богу у каждого свой. У кого-то – в верности Богу даже до смерти, как у митрополита Серафима (Чичагова), у кого-то – в покаянии, как у царя Давида. Каков он, этот путь, указывает Сам Господь. Надо только постараться Его услышать. Как услышала слова Спасителя Ксения Петербургская: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах». И она исполнила Его волю.
Люди признали Ксению святой при жизни. Господь дал ей дар прозорливости. В 1762 году накануне Рождества многие петербуржцы передавали другу другу странные слова блаженной: «Пеките блины, завтра вся Россия будет печь блины». Объяснение не заставило себя ждать – скоропостижно скончалась императрица Елизавета Петровна. В июне 1764 года на вопрос: «Что ты горько плачешь, Андрей Фёдорович?» – Ксения отвечала одно – будут реки крови, кровь повсюду. Через несколько дней в Шлиссельбургской крепости был убит Иоанн IV, праправнук царя Алексея Михайловича.
На стене часовни, возведённой в память Ксении Петербургской – мраморная плита с надписью:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В сей часовне погребена раба Божия Блаженная Ксения Григорьевна жена певчего Андрея Фёдоровича. Оставшись после мужа 26 лет, странствовала 45 лет. Звалась во вдовстве именем мужа: Андрей Фёдорович. Всего жития ея было на земле 71 год. В 1794-1796 годах принимала участие в построении Смоленской церкви, тайно по ночам таская на своих плечах кирпичи для строящейся церкви.
«Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения своей души»
Аминь».
Тропарь, глас 7
Нищету Христову возлюбивши, безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися, безумием мнимым безумие мира обличивши, смирением крестным силу Божию восприяла еси. Сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая, Ксение блаженная, моли Христа Бога избавитися нам от всякаго зла покаянием.
Молитва
О святая всеблаженная мати Ксение! Под покровом Всевышняго жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерью, голод и жажду, холод и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получила еси и под сенью Всемогущего покоишися. Ныне святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляет тя. Предстояще на месте твоего погребения, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти: приими прошения наша и принеси их ко престолу милосерднаго Отца Небеснаго, яко дерзновение к Нему имущая, испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания наша щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление. Предстани святыми твоими молитвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных. Помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом святого крещения озарити и печатию дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие ниспосли, монашествующих подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости Духа Святаго утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Тайн умоли. Ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение воссылаем и с тобою славим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Пасха.ру