Так безконечно хорошо, когда запели 9-ю последнюю песнь. Дальше, я знаю, будет тоже хорошо, но затем все-таки опять пойдут, громыхая, трамваи, будут приезжать визитеры в мундирах и с орденами, — все уже будет не то.
Наша брань не против крови плоти
Бывают ли справедливые войны? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сначала зададим себе другой: какими вообще бывают войны?
1) Войны бывают захватническими, когда один народ нападает на другой, желая поработить или уничтожить его.
2) Бывают освободительные войны, когда народ воюет за освобождение своей земли (или земли союзников) от захватчиков.
3) Еще бывают войны между разными народами за нейтральную территорию (или ее ресурсы).
4) Также бывают гражданские войны – это войны, в которых одна часть населения страны воюет с другой частью.
5) Наконец, бывают религиозные войны (в широком смысле – идеологические), когда приверженцы одних религиозных (или социально-политических и пр.) взглядов воюют со сторонниками иных взглядов.
Кажется, ничего не забыли. Бросив беглый взгляд, можно очень быстро поделить эти войны на «справедливые» и «несправедливые»: в освободительных, гражданских и религиозных войнах всегда есть сторона, которая борется «за правое дело», а значит, они – справедливые. А вот захватнические войны никогда не бывают справедливыми – захватчики всегда «жнут, где не сеяли, и собирают, где не рассыпали» (Мф.25,24).
Но как тогда относиться к многочисленным войнам, которые еврейский народ вел с племенами, населявшими Святую Землю – ведь по сути, все они были захватническими? Проблема становится еще более запутанной, когда мы начинаем смотреть на нее сквозь призму евангельского учения. Кажется, что все оно пронизано духом «пацифизма»: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф.5,9); «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мф.5,38-40). И наконец – самое красноречивое: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5,43-44).
Буквальное понимание всех этих евангельских призывов может привести к толстовской идее о необходимости абсолютного «непротивления» злу (ведь Христос буквально так и говорил: «не противься злому»). Но тут приходит на память евангельский эпизод, который, на первый взгляд, трудно примирить с приведенными выше словами Спасителя. Речь идет о моменте, когда один из воинов на суде первосвященника бьет Христа по щеке. Казалось бы, тут Господь должен будет смиренно подставить другую щеку, как Он Сам об этом учил, но нет, Христос обличает обидчика: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин.18,23).
Видимо, для правильного понимания слов Спасителя и нужно сделать некоторые уточнения. Лаконичнее всего это делает святитель Филарет (Дроздов): «Люби врагов своих, ненавидь врагов Христа и бей врагов Отечества». Впрочем, и это «уточнение» нуждается в уточнении. Ну, кто такие личные враги, которых нужно любить, понятно. Кто такие враги Отечества, с которыми следует сражаться, защищая Родину, тоже более или менее ясно, хотя бывают ведь военные конфликты между православными народами (как недавнее столкновение между Россией и Грузией) – это снова все усложняет. Но не будем об этом. Главное – понять, кто такие враги Христа, которых следует ненавидеть? Это еретики, сатанисты и атеисты? Не думаю, ведь они по-настоящему не знают, Кому противятся – они, скорее, достойны жалости. Настоящие враги Христа – те, кто знает, с Кем воюют: «Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» (Мк.1,24).
Именно о борьбе с этими невидимыми врагами Христа говорит и апостол Павел: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6,12-17).
В материале использована репродукция картины В.Верещагина "Побежденные. Панихида по павшим"
Оставить комментарий на статьюО сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования