Так безконечно хорошо, когда запели 9-ю последнюю песнь. Дальше, я знаю, будет тоже хорошо, но затем все-таки опять пойдут, громыхая, трамваи, будут приезжать визитеры в мундирах и с орденами, — все уже будет не то.
К теме человеческих амбиций можно подойти с двух сторон: отрицательной и положительной. Отрицательный подход заключается в том, чтобы признать один очевидный факт: первым звеном в длинной цепочке человеческих ошибок и падений было именно желание удовлетворить свои нездоровые амбиции: «И сказал змей жене: <…> знает Бог, что в день, в который вы вкусите их <запретные плоды>, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» (Быт.3,4-7).
Человек в своем амбициозном порыве выйти на принципиально новый уровень – «стать, как боги» лишился и того, что имел прежде: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3,19) – изрекает Бог Свой приговор над человеком.
Слово «амбиция» имеет достаточно туманное значение: «хождение вокруг, обхождение кругом». Видимо, речь идет о том, что амбициозный человек пытается как бы «застолбить» ту территорию, которую хочет приобрести. В данном случае этимология слова помогает нам сделать определенный нравственный вывод: часто наши амбиции заставляют нас буквально ходить по кругу, вместо того, чтобы идти прямым путем к достижению верно поставленной цели.
Положительный подход к раскрытию темы, связанной с амбициозностью, заключается в рассмотрении того нравственного идеала, к которому нас призывает Господь Иисус Христос. Речь о евангельских Заповедях блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю <…> Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Матф.5: 3-5;10-11).
Какой образ рисует перед нами Господь? Смиренного человека, считающего себя хуже всех, изгоя, которого гонят за правду, который безропотно терпит все обиды и унижения. В современном обществе, которое нацелено исключительно на «успешность», т.е. на реализацию самых смелых амбиций, такой человек называется «неудачником», «лузером». Это полная противоположность успешного, амбициозного человека.
Из выше сказанного может показаться, что амбиции – это исключительно проявление дьявольской гордости в человеке, но это неверно. Дьявол в раю обманул человека не во всем (в этом и заключается его метод – он заменяет правду полуправдой, и этого оказывается достаточно, чтобы заставить человека ходить по кругу). На самом деле призвание человека как раз заключено в том, чтобы максимально уподобиться Богу: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5,48).
Другое дело, что дьявол пытается заставить нас поверить в то, что эту великую цель можно достигнуть просто – достаточно надкусить запретный плод. А Господь на это указывает нам другой, единственно верный путь – путь усилий над собой, путь возделывания почвы собственной души «в поте лица».
В материале использована репродукция иллюстрации У.Блейка к поэме "Потерянный рай"
Пасха.ру
О сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования