( http://paskha.ru/Voprosi_o_glavnom/gizn_zemnaya/obshestvo/sotsseti/?job=print )
Главная
Вопросы о главном
Жизнь земная
Общество
Зачем нам нужны социальные сети?

sergiy-stefan

Что может сказать Библия и древние святые отцы о такой современной проблеме, как социальные сети? В те времена, когда писалось большинство библейских и святоотеческих текстов, не существовало даже почты в нашем понимании: письма в отдаленное селение шли неделями, даже месяцами, и еще столько же времени уходило на то, чтобы доставить ответ.

Впрочем, святые без всякого интернета могли общаться на расстоянии «в режиме реального времени». Например, в житии преподобного Сергия Радонежского есть такой примечательный эпизод: как-то святитель Стефан Пермский проезжал неподалеку от Троицкой обители. Святитель спешил и не имел времени навестить преподобного, поэтому он помолился, поклонился в сторону монастыря и произнес: «Мир тебе, духовный брат».

В это время в обители шел обед, вдруг святой игумен остановил уставное чтение, встал со своего места, поклонился в ту сторону, где в тот момент находился святитель Стефан, помолился и ответил: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и мир Божий да пребывает с тобой!».

Согласитесь, о подобной телепатической связи юзеры социальных сетей могут только мечтать. Так вот, в церковном предании мы, конечно же, не найдем каких-либо авторитетных мнений о пользе или вреде социальных сетей, однако и Библия, и святые отцы достаточно обстоятельно говорят о той причине, по которой это явление стало столь популярным сегодня. Эта причина кроется в самой нашей природе и в тех изменениях, которые она претерпела после грехопадения.

Господь предваряет сотворение человека словами: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1,26). Это может означать, что носителем образа Божия является не отдельный человек, а все человечество. Согласно мысли святителя Григория Нисского, «все естество, простирающееся от первых людей до последних, есть единый некий образ Сущего». То есть человечество представляет собой единый организм, каждый из нас связан со всеми людьми, как клетка в живом организме связана с другими клетками. Вот почему, когда Адам впервые видит другого человека, жену, он ощущает, что это как бы продолжение его самого: «Это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт.2,23).

Но вот люди согрешают. Что стало первым результатом греха? Чувство наготы: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт.3,7). Когда мы стесняемся наготы? Когда на нас смотрит кто-то чужой. Это значит, что прежде люди ощущали себя единым целым, а теперь они начали воспринимать другого, даже близкого человека, как чужого.

По выражению святителя Василия Великого, первородный грех «рассек естество». Вот в чем причина той тоски, которая гложет нас, когда мы находимся в одиночестве. Эту причину выражает Сам Господь: «Не хорошо быть человеку одному» (Быт.2,18). Мы созданы в связке с другими людьми, мы созданы не одинокими – такова наша природа. Мы всеми силами стараемся преодолеть свое одиночество.

Социальные сети отчасти решают проблему одиночества, они дают возможность общаться с теми, кто находится «онлайн», они дают нам ощущение, что мы всегда «на связи» с теми, кто нам дорог. Но по-настоящему эту проблему решил еще два тысячелетия назад Христос. Он восстановил связи, разорванные грехом, Он создал Церковь, в которой люди вновь становятся единым организмом – Телом Христовым (Кол.1,24). Вот, в чем секрет того чуда, которое произошло со святыми Стефаном Пермским и Сергием Радонежским – они были едины во Христе, они были едины в благодати Святого Духа, а благодать не знает расстояний.

В материале использовано изображение иконы  «Преподобный Сергий Радонежский и святитель Стефан Пермский приветствуют друг друга»

Пасха.ру

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика