Я убежден, что если бы люди услышали по-настоящему — Страстную, Пасху, Воскресение, Пятидесятницу, Успение, не нужно было бы Богословие. Оно все тут.
Наверное, отвечать на этот вопрос нужно по аналогии с ответами на вопросы: «что значит быть птицей?» или «что значит быть рыбой?». Почему? Потому, что русская культура для русского человека – это такая же жизненно необходимая стихия, как воздух для птицы или вода для рыбы.
Звучит немного пафосно, но вы посмотрите, как мучается и задыхается русский человек в инородной среде – он подобен птице в темной пещере или рыбе, выброшенной на берег. А если так случается, что в силу каких-то жизненных обстоятельств русских людей на чужбине оказывается достаточно много, они начинают создавать на новом месте свою «маленькую Россию» – в Нью-Йорке или в Париже.
Важно отметить, что сердцем таких русских общин за границей всегда является православный храм, именно здесь русский человек получает возможность побывать в своей родной животворной стихии, потому что русская культура неразрывно связана с Православием. В храме русский человек с головой погружается в тот благодатный источник, который на протяжении веков питал нашу культуру и позволил нам пройти путь от Киевской Руси к Российской Империи. Этот источник питал наш народ даже в годы гонений на веру, этот же источник помогает нам сегодня возрождать Россию.
Но вот что порой становится причиной споров между радикалами и либералами: нужно ли быть чистокровным русским по происхождению, чтобы жить в русской стихии и питаться от этого неиссякаемого источника? О чем тут спорить? Русский тот, кто любит Россию, кто уважает ее прошлое и заботится о ее будущем. Русский тот, кто думает и чувствует, как русский. И доказательств этому великое множество.
Давно было подмечено, что тоньше и острее всего национальную традицию чувствуют и выражают люди, которые по своему происхождению связаны с двумя или несколькими нациями. Взять хотя бы классиков русской литературы: Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Фет, Блок, Ахматова, Бродский – люди, в чьей душе русский культурный пласт лег поверх глубинных инокультурных напластований. Все это позволяло упомянутым классикам расплетать привычную языковую ткань и сплетать из нитей-слов новый, оригинальный, доселе неведомый узор.
Подобные примеры можно найти не только среди литераторов, но и среди знаменитых русских художников, архитекторов, артистов, ученых и духовенства. Одному Богу известно, что будет с Россией, с нашим народом и с нашей богатейшей культурой через 50, 100, 200 лет, но то, что будет происходить с нами завтра, зависит от нас сегодняшних. А думать об этом и делать все для блага… нет, не России и русского народа в целом, а для своей семьи, дома, двора, своей школы или завода, своего города или села – вот это и значит быть по-настоящему русским человеком.
В материале использована репродукция картины Павла Корина "Русь уходящая"
Пасха.ру
О сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования