( http://paskha.ru/Sobornaya_plozad/den_angela_new/august/GSZ_Solovki/?job=print )

Для русских людей в средние века Соловецкие острова в холодном Белом море были самым, что ни на есть, краем земли: недалеко от них проходила северная морская граница Руси. На архипелаге никто не жил, потому что считалось, что выжить там невозможно.

Но именно этим Соловки и привлекли троих иноков: Германа, Савватия и Зосиму, которые заложили основу того, что позже назовут северной жемчужиной России. Svyatye_solovki Это для нас, обычных людей, чем ближе к цивилизации, тем лучше. Логика монахов прямо противоположна нашей: чтобы ничто не соблазняло и не отвлекало от сокровенного разговора с Богом, они уходят как можно дальше от людей, от цивилизации, от всего, что нам кажется таким важным и необходимым. Именно такого абсолютного уединения искали иноки Герман и Савватий – каждый по отдельности.

Монах Валаамской обители Савватий пришел на берега Белого моря, и в одном из поморских рыбачьих сел он встретил инока Германа, почти год жившего отшельником в маленькой часовне на реке Выге. «И пришел Савватий на реку Выг, там была часовня. И встретил он там некоего монаха, по имени Герман, был же он родом из карельских людей», – говорится в житии святых.

Герман рассказал Савватию о Соловецких островах, и иноки решили немедленно туда отправиться. Местные жители отговаривали их, ведь рыбаки знали, насколько сурово и опасно Белое море, как неприветливы северные острова. Однако, видя, как непреклонны в своей решимости монахи, поморы помогли им, чем могли – собрали инструменты, одежду, еду на первое время. И святые отправились в путь.

Шел 1429 год. Они благополучно доплыли до острова, что само по себе было почти чудом, и первым делом поставили возле одной из самых высоких гор Соловецкого острова большой деревянный крест, заменявший храм, и построили маленькую деревянную келью. Преподобные Савватий и Герман прожили на острове шесть лет, «к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему».

Svyatye_solovki

Однажды Герман отправился на материк за припасами. Легко сказать, отправился: это было целое путешествие, долгое и опасное. Путь по морю в небольшой лодке на веслах занимал 2-3 дня в один конец. В это время Савватий почувствовал свою близкую кончину. Он не мог позволить себе умереть, не причастившись, и поэтому тоже отправился на материк. И там, причастившись Святых Христовых Тайн в храме села Сорока на реке Выг, спокойно умер.

Герман не смог сразу вернуться на остров. За это время он встретил инока Зосиму, который тоже стремился к пустынножительству, и на остров монахи отправились вдвоем. Они построили на острове храм, освятив его в честь Преображения Господня. Позже был построен Успенский храм. Так и началась история монастыря на Соловках.

Zosima

Новгородский князь выдал монахам бумагу на вечное владение Соловецкими островами. В обитель начали постепенно стекаться иноки. Но монастырь рос медленно – не всем по силам было выживать в суровых северных условиях. Постепенно разрастаясь, монастырь охватил не только Большой Соловецкий остров, но и соседние острова (Анзер, Большой Заяцкий и Большая Муксалма), где монахи устраивали себе скиты. Игуменом Соловецкого монастыря, после нескольких неудачных попыток церковного руководства назначить «пришлых» людей, стал преподобный Зосима. Он скончался 17 апреля 1478 года и был похоронен там же, на Соловках.

Преподобный Герман, более полувека проживший на Соловках, ненадолго пережил своего товарища – он умер в 1479 году в Новгороде, отправившись туда по делам монастыря. Но перед этим он успел оставить воспоминания о начале монашеской республики на Соловках, о своих друзьях Савватии и Зосиме. Это повествование со слов Германа записал его ученик, монах Досифей, ставший позже игуменом. Именно этот рассказ лежит в основе житий святых. К слову сказать, преподобный Герман, хотя и был неграмотным, очень любил слушать поучительное чтение. И именно он положил начало монастырской библиотеке, завещав ученикам собирать в обитель книги.

СЕВЕРНОЕ СЕРДЦЕ РОССИИ

Solovki

Соловецкий монастырь – одно из самых важных, но и одно из самых трагических мест России. Если бы толстые монастырские стены могли говорить, они рассказали бы всю историю нашей страны, начиная со средних веков. Ведь Соловки не миновало ни одно важное событие. При основателях Зосиме, Германе и Савватии монастырь на острове в Белом море был центром монашеского подвижничества, но не был крепостью, не имел того экономического, внешне- и внутриполитического значения, которое обрел позже, при игумене Филиппе (Колычеве), которого братия избрала в 1548 году. Впоследствии игумен Филипп стал Московским митрополитом (о его судьбе и сложных взаимоотношениях с царем Иваном Грозным режиссер Павел Лунгин снял замечательный фильм «Царь»).

Именно при святителе Филиппе монастырь обрел свой нынешний вид. На берегу Бухты Благополучия выросли массивные стены высотой от 8 до 11 метров и толщиной от 4 до 6 метров, сложенные из гигантских камней. Два главных собора монастыря – Успенский и Преображенский – также построены в то время вместо деревянных. В собор Преображения Господня были перенесены мощи основателей монастыря – святых Зосимы и Савватия. Игумен Филипп обладал невероятным хозяйственным и управленческим талантом, при нем остров в буквальном смысле расцвел: между многочисленными озерами были проложены каналы, на острове развивалось сельское хозяйство (правда или нет, но говорят, что монахи ухитрялись выращивать даже ананасы – а речь, напомним, идет не о Краснодарском крае, а об Архангельском севере).

При Филиппе на Соловках появились мельницы, соляной, рыбный и железный промыслы. Соловецкий монастырь стал одним из крупнейших землевладельцев в стране, важнейшим экономическим центром Русского Севера. При этом монахи не забывали, что  ушли из мира не ради экономических успехов, а для спасения своих душ.

На Соловках была собрана одна из лучших на Руси библиотек, монастырь был одним из важнейших в стране благотворителей. И игумен Филипп славился не только как блестящий организатор, но и как настоящий подвижник веры. Следующего пика своего расцвета монастырь достиг в начале XVII века, при игумене Иринархе. К тому времени в нем было около 350-ти насельников и 700 послушников.

Solovki

Но тот же XVII век принес монастырю и серьезное испытание. В 1650-1660-х годах проходила церковная реформа Патриарха Никона. Ее целью было приведение русских традиций богослужения в соответствие с существовавшими на тот момент греческими традициями – а мы, напомним, переняли нашу веру у греков. Это вызвало самый большой в истории Русской Церкви раскол, в результате которого появились старообрядцы – люди, сопротивлявшиеся реформе. Братия Соловецкого монастыря тоже не приняла реформу Патриарха Никона. На Соловки были посланы войска с задачей решить проблему силовым путем. Но взять неприступную крепость у них не получилось, поэтому 8 (!) лет – с 1668-го по 1676 год – монастырь находился в осаде. Царские войска взяли монастырь не силой, а в результате предательства одного из монахов – что было, то было. Почти все монахи монастыря были убиты.

Будучи важнейшей крепостью на Северо-Западных рубежах, за время своего существования Соловецкий монастырь выдержал несколько нападений шведов (в 1571, 1582 и 1611 годах) и одно нападение англичан – в 1854 году. А вот нападения большевиков выдержать не смог: в 1920 году монастырь был ликвидирован, многие монахи были убиты. И в том же, 1920 году, началась страшная и трагическая история Соловков, надолго ставших символом не духовного подвига, а смерти и ужаса.

Позже Соловки назовут столицей ГУЛАГа – Главного управления лагерей, в которых содержались, мучились и умирали сотни тысяч людей, виновных только в том, что они не нравились новой большевистской власти. На острове был создан Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), в котором содержались политические заключенные, в том числе священники, белогвардейские офицеры и интеллигенция. Сколько там было замучено и убито людей, до сих пор точно неизвестно, но счет идет на десятки тысяч.

Эта земля настолько пропиталась горем и страданием, став символом большевистских репрессий, что после смерти Сталина даже коммунистическая власть не рискнула сохранить там тюрьму. В 1960-х годах Соловки получили статус Государственного музея-заповедника, что спасло монастырь от окончательного разрушения. И еще при советской власти, в 1988 году, на Соловках появились первые монахи. Через 2 года монастырь был открыт официально.

А в 1992 году на Соловки из Петербурга были перенесены мощи основателей монастыря – святых Германа, Зосимы и Савватия. Тогда же комплекс Соловецкого монастыря был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, позже – в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. На месте разрушенных большевиками соловецких храмов сейчас установлены поклонные кресты. ХХ век принес Соловецкой обители столько горя и смерти, что в честь соловецких новомучеников и исповедников Церковью был установлен отдельный день памяти (23 августа).

Тропарь, глас 1-й

Во страданиих веру сохранивше, древним мучеником уподобилися есте, новомученицы соловецтии, и, смерть за Христа приемше, к жизни вечней преставилися есте, идеже со всеми святыми молите о душах наших.

Пасха.ру

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика