А две из десяти — девушки, того самого возраста девушки, что столпились вокруг с парнями, однолетки — но как очищены их лица, сколько светлости в них.
Новый Завет об апостоле Фоме рассказывает немного. Если точнее, он упоминается в Писании всего трижды. Тем не менее имя этого апостола знает каждый — в связи с эпитетом Неверующий. Хотя на самом деле Фома не был неверующим — он был, скорее, недоверчивым. Неверующие люди не идут на мученическую смерть ради своего Бога…
Фома, так же как и большинство других апостолов, был рыбаком. В Евангельских повествованиях его ни разу не называют по прозвищу Неверующий — оно «приклеилось» значительно позже. Единственное прозвище апостола, которое можно встретить в Евангелиях, — Близнец. Оно появилось по очень простой причине: Фома внешне был очень похож на Христа.
Апостол не просто любил своего Учителя — он готов был отдать за Него жизнь, к чему призывал и других апостолов после того, как Иисуса арестовали. Тем не менее именно Фома не то чтобы усомнился, но потребовал доказательств того, что Христос воскрес. И, получив доказательства от Самого Иисуса, Фома почувствовал за собой моральное право говорить о том, во что твeрдо и неукоснительно поверил сам: что Сын Божий приходил в этот мир, чтобы принести Себя в жертву ради спасения людей.
После страшных событий — ареста Иисуса Христа, Его мучений и казни на кресте — апостолы были подавлены и растеряны. Они не понимали, что делать, как вести себя дальше. Их Учитель умер позорной смертью на кресте, и они не знали, кто поведет их дальше, кто будет наставлять? Насколько правы были они, поверив в то, что Иисус — Сын Божий, и кто станет их слушать после того, что произошло с Ним? К тому же исповедание веры в Христа как в Мессию приравнивалось к государственному преступлению, за которое полагалась смертная казнь…
Ситуацию разрешил Сам Христос. После Своего чудесного воскресения Он явился к апостолам, когда те собрались в одном из домов в Иерусалиме. Вот как описывает это евангелист Иоанн, и сам бывший в том доме среди апостолов:
«…когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
Фомы среди апостолов в тот момент не было. А когда другие апостолы рассказали ему о чудесном явлении Христа, Фома засомневался. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:25), — сказал он.
И дальше очевидец тех событий, апостол Иоанн, повествует в Евангелии:
«После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Пораженный Фома сказал в восторге: «Господь мой и Бог мой!» На что Иисус не то чтобы упрекнул Фому, но заметил: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:26-29).
Ведь кто-кто, а Христос-то точно знал, что сомнения Фомы — не от его неверия, а от того, что апостол всем своим сердцем, всем естеством хотел принять Истину. И Христос помог ему в этом. Этот евангельский сюжет получил название «Уверение Фомы» — он бесчисленное количество раз воспроизводился как на иконах, так и на живописных полотнах.
После этого апостол Фома, оставив все сомнения, нес весть о Воскресшем Христе разным племенам и народам. Основным местом его служения стала Индия — апостол Фома считается основоположником христианства в этой стране. Он обратил в христианство множество язычников и совершил немало чудес. Например, когда апостол проповедовал в индийском городе Малипур (сейчас он влился в состав города Ченнай, который раньше назывался Мадрасом), его обвинили в убийстве юноши, сына языческого жреца. Толпа схватила святого Фому и потребовала наказать его. Апостол же попросил отвести его к убитому. Он склонился над юношей и стал молиться. И толпа стала свидетельницей чуда: юноша ожил. А когда он смог говорить, рассказал, что убил его не апостол, а родной отец, языческий жрец.
После этой истории Фома еще долго проповедовал в Индии: в общей сложности он прожил в этой стране 17 лет. Но ни чудеса, ни праведная жизнь не спасли святого Фому от гнева язычников: жрецы видели, что народ все больше и больше тянется к свету Христова учения, и, конечно, не могли с этим смириться. Святой апостол Фома приговорен к смерти 19 декабря 72-го года и казнен тремя днями позднее, 21 декабря, в том же городе Малипур, в индийском штате Тамил Наду.
Гору Чинна Малай, где апостола убили ударами пяти копий, с тех пор называют Голгофой святого Фомы. Могила апостола Фомы — одна из четырех могил святых апостолов, местонахождение которых известно точно. Сейчас над ней возвышается католический собор. А вот мощи апостола за два тысячелетия разнесены по разным частям света.
После того как великий путешественник Марко Поло посетил Индию в конце XIII века, он писал:
«Мощи св. Фомы — в области Меабар, в маленьком городке, куда никто, даже купцы, не заходит, товаров на вывоз отсюда мало. Место глухое, но много и христиан и сарацин паломничает сюда. Здешние сарацины, скажу вам, в св. Фому верят крепко; рассказывают, что он был сарацином, великим пророком, называют его анаиран, это значит «святой человек». Расскажу вам вот о каком чуде: христианские паломники берут землю в том самом месте, где святой опочил, и эту землю они приносят к себе: у кого лихорадка четырехдневная, или трехдневная, или всякая другая, тому они дают испить (воды) с той землей, и больной, как только напьется, исцеляется… А земля, знайте, красная».
В православии именем Фомы называется следующее после Пасхи воскресенье: это Фомина неделя, или Антипасха. Греческая приставка «анти» в данном случае означает не «против Пасхи», а «напротив Пасхи». В этот день вспоминается то явление Христа Своим апостолам, когда Он разрешил Фоме убедиться в реальности Своего воскресения, после чего апостол воскликнул: «Господь мой и Бог мой!»
…Всем бы нам быть такими «неверующими», как святой апостол Фома.
Тропарь
Ученик Христов быв, Божественнаго собора апостольскаго сопричастник, неверствием бо Христово Воскресение известив и Того пречистую страсть осязанием уверив, Фомо всехвальне, и ныне нам проси мира и велия милости.
Пасха.ру
Оставить комментарий на статьюО сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования