Еще раз пришлось убедиться, какого утешения и духовного наслаждения лишают себя многие русские люди, не посещая служб церковных и не изучая священных наших напевов.
15 мая (2 мая)
Борис и Глеб (в крещении они приняли имена Роман и Давид) — сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. Того самого князя Владимира, который в 988 году выбрал христианство как государственную религию Киевской Руси и которого народ прозвал Красное Солнышко. Князь Владимир причислен Русской Церковью к лику святых. Однако раньше отца святыми стали почитать его сыновей Бориса и Глеба. Они являются самыми первыми канонизированными русскими святыми.
Борис и Глеб были самыми младшими, но далеко не единственными сыновьями князя Владимира. Сколько у князя было детей — точно неизвестно, но никак не меньше 20-ти. Дело в том, что в дохристианский период многожёнство считалось делом обычным, поэтому дети у князей могли появляться от разных жён одновременно. Из других сыновей князя Владимира для нашего рассказа интересны Ярослав, получивший прозвище Мудрый, который в итоге стал Киевским князем, а также Святополк, получивший прозвище Окаянный. Борис и Глеб были родными братьями — их матерью была женщина, имя которой неизвестно, но которую называли «болгарыней», Ярослав был сыном Владимира от другой жены, Святополк — от третьей (есть также версия, что Святополк — не сын, а племянник Владимира Святославича).
Примерно в 987—989 годах отец раздал братьям по княжеству: Борису достался Ростов, Глебу — Муром. Ярослав в то время уже правил в Ростове, Святополк был князем Туровским (это современная Белоруссия). Князь Владимир не скрывал, что хотел бы видеть своим преемником Бориса: молодой князь был умён и рассудителен, его любил народ и ува- жало войско. Вот как описывается внешность Бориса в древнем «Сказании о Борисе и Глебе»: «Телом был красив, высок, лицом кругл, плечи широкие, тонок в талии, глазами добр, весел лицом, возрастом мал и ус молодой ещё был».
Когда в 1015 году Владимир Святославич тяжело заболел и почувствовал свою близкую кончину, первым он позвал в Киев Бориса. Уже по приезду Бориса выяснилось, что на Киевскую Русь в очередной раз напали печенеги — кочевой народ, живший примерно там, где сейчас Краснодарский край. Владимир приказал сыну встать во главе дружины и дать печенегам отпор. Войско довольно долго обходило южные границы Руси, но врага не обнаружило. Дружина повернула назад, к Киеву.
На одном из привалов — на реке Альте — Борису принесли известие о смерти отца, а также о том, что великокняжеский престол занял Святополк. Святополк же, прекрасно понимая, что Борис талантливее его и пользуется большей популярностью в народе, в извещении о смерти отца предлагал Борису стать своим союзником, убить всех остальных братьев и вдвоём править всеми княжествами Киевской Руси. Дружинники, надеющиеся увидеть главой государства Бориса, предложили ему идти на Святополка войной. Война братьев с братьями, особенно если дело касалось денег и власти, была обычным явлением в то время. Тот же Ярослав воевал со своим братом Святополком за киевский престол и ссорился с братом Мстиславом, когда делил сферы влияния. Что не помешало русским людям в результате назвать его Мудрым.
Однако Борис был добропорядочным христианином. Идти на Киев, чтобы убить брата, он не захотел. Пожалуй, впервые в русской истории князь добровольно отказался от власти, чтобы не проливать кровь. Обо всём этом Борис рассказал своей дружине. Но дружинники его не поняли — они привыкли к тому, что властитель не должен останавливаться ни перед чем. Они оставили князя на берегу реки, а сами разошлись по домам. С Борисом осталось только несколько слуг.
Предложение о союзе было лишь тактическим ходом Святополка. Не дожидаясь ответа брата, он поручил человеку по имени Путша и ещё нескольким боярам пойти на реку Альта и убить Бориса. И Путша, и его подельники не были киевлянами — Святополк опасался огласки и потому поручил убийство людям из Вышгорода (это городок рядом с Киевом). В ночь на 30 июля (по современному стилю) злодеи подкрались к шатру князя Бориса, но, услышав молитву, доносящуюся оттуда, остановились. Довольно долго они ждали, пока князь закончит молитву и ляжет спать, и только тогда ворвались в шатёр. Первым был убит слуга Бориса, венгр Георгий, пытавшийся его защитить, а затем и сам князь. Тело Бориса было тайно привезено в Вышгород и там захоронено возле церкви Святого Василия. Борису было около 25 лет.
После убийства Бориса Святополк опасался, что Глеб может отомстить ему за брата, ведь Борис, в отличие от Святополка, был Глебу родным братом, а не сводным. Святополк позвал Глеба в Киев — тот, судя по всему, ещё не знал, что произошло. Уже в дороге, когда Глеб со своими людьми остановился на берегу Днепра возле Смоленска, до него дошло известие от другого брата — Ярослава Мудрого — о том, что случилось с Борисом, и о том, что Святополк намерен убить всех братьев, включая и Глеба. Ярослав настоятельно не советовал Глебу ехать в Киев. Но было уже поздно. Когда князь в своём шатре молился за упокой отца и брата, туда ворвались люди Святополка во главе с неким Горясером. Они схватили Глеба, а Горясер приказал зарезать князя его же повару. Это произошло 5 сентября 1015 года. Тело захоронили там же, на берегу Днепра. Позже, когда Ярослав стал Киевским князем, тело Глеба было найдено и погребено рядом с телом брата — у храма Святого Василия в Вышгороде. Глеб был младше Бориса примерно на год.
Князья Борис и Глеб (в крещении, напомним, Роман и Давид) были канонизированы как страстотерпцы. Так в Русской Церкви именуют святых, которые, подражая Христу, с терпением перенесли страдания (претерпели страсти) и приняли смерть от рук политических противников. История Бориса и Глеба известна так подробно по многочисленным летописным источникам. Например, глава об их убийстве есть в «Повести временных лет». Им посвящено «Сказание о Борисе и Глебе», написанное в середине ХI века, то есть почти сразу после их кончины, и дошедшее до нас более чем в 170-ти списках, что говорит о том, что святые были очень популярны в народе. Преподобным Нестором Летописцем написаны также «Чтения о Борисе и Глебе».
Первый храм в честь Бориса и Глеба был построен в 1021 году в Вышгороде (он не сохранился). И с тех пор огромное количество храмов в России было освящено в честь этих святых. Самые древние из дошедших до нас — Борисоглебский собор в Чернигове (до 1123 г.), Борисоглебская церковь в Кидекше рядом с Суздалем (1152 г.), Борисоглебская церковь в Новгороде (1167 г.). В честь святых назван город Борисоглебск в Воронежской области, в честь святого Бориса — город Борисполь под Киевом.
Тропарь, глас 4 (Перенесение мощей)
Днесь церковная расширяются недра, приемлющи богатство Божия благодати, веселятся русстии собори, видяще преславная чудеса, яже творите приходящим к вам верою, святии чудотворцы Борисе и Глебе, молите Христа Бога, да спасет души наша.
Пасха.ру
Оставить комментарий на статью
О сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования