( http://paskha.ru/Sobornaya_plozad/den_angela_new/April/Ioann_lestvichnik/?job=print )

Главная задача человека на земле – спасти свою душу для той, настоящей жизни, которая наступит после. Людей, которым это удаётся, мы называем святыми. И особенное чувство благодарности испытываем к тем из них, которые помогают спастись и нам.

Lestvichnik

Святой Иоанн родился в столице Византийской империи, в Константинополе, примерно в 525 году. Он получил хорошее образование, но ни государственная служба, ни коммерция юношу не прельщали. В шестнадцать лет он уехал в Египет, на гору Синай, где уединённо жили монахи, и попросился в ученики к старцу Мартирию. Через четыре года послушания, то есть в возрасте двадцати лет, Иоанн принял монашеский постриг. А после смерти старца, возле которого он прожил без малого девятнадцать лет, Иоанн выбрал жизнь отшельника. Он ушёл ещё дальше вглубь Синайской пустыни и прожил там в уединении целых сорок лет.

Конечно, святой не всегда был один. Весть о «видевшем Бога» монахе дошла до других иноков, живших в пустыне, и до мирян. К Иоанну постоянно шли люди просить совета или побеседовать о том, что их волнует. Но, конечно, не для бесед с людьми монахи становятся отшельниками. Главным в жизни святого были непрестанная молитва, размышления о Боге, о том, как спасти свою душу и подготовиться к вечной жизни.

В Синайской пустыне ещё с III века нашей эры сложилось что-то вроде монашеской республики – наподобие той, что сегодня существует на горе Афон в Греции. Монахи-отшельники постепенно заселяли места вокруг горы Синай (или Хорив, как она называется в Библии), выкапывая себе пещеры на Святой горе, на которой пророк Моисей получил от Бога скрижали (каменные плиты) с Заветом или возле того места, где, по преданию, росла Неопалимая Купина – терновый куст, который горел, но не сгорал.

Монахи жили по отдельности, каждый в своей пещере – тогда ещё не было общежительных монастырей – но тем не менее периодически встречались для совместных богослужений. В период правления первого в истории римского императора-христианина Константина синайские монахи обратились к его матери, святой равноапостольной царице Елене с просьбой построить для них небольшую церковь и башню для укрытия от врагов. Елена выполнила просьбу монахов, и в IV веке на Синае был построен храм, положивший начало одному из самых знаменитых монастырей мира. Сейчас он носит имя святой Екатерины, а несколько веков с момента создания назывался монастырём Преображения или Неопалимой Купины. Но чаще его называют просто – Синайским монастырём.

Так вот, именно в этот монастырь братия, долгие годы наблюдая праведную жизнь святого и, видя в нём мудрого наставника, пригласила Иоанна настоятелем. Святому Иоанну было к тому времени уже 75 лет, и он четыре года, до самой своей смерти, управлял обителью и наставлял монахов. Эти подробности нам известны потому, что практически сразу после его кончины инок соседнего Раифского монастыря Даниил написал житие святого.

Известно нам также и о духовных воззрениях святого Иоанна. Ещё будучи монахом-отшельником он, по просьбе игумена Раифского монастыря, написал поучения для монахов. «Преподай нам, невежественным, то, что ты видел в боговидении, как древний Моисей, и на той же горе; и изложи это в книге, как на богописанных скрижалях, в назидание новых Израильтян», – так, согласно житию, звучала просьба святому старцу.

Lestvichnik

Иоанн написал книгу, которую озаглавил «Лестница», в церковнославянском переводе – «Лествица», вот почему святого прозвали Лествичник. Она представляет собой, по сути, практическое руководство к духовному и нравственному совершенствованию для монахов. «На страницах «Лествицы» святого Иоанна соединились духовный опыт старца и его глубокие знания Священного Писания. Редкую мысль высказывает Лествичник без того, чтобы не осветить её прямым или косвенным указанием на святое Писание. Сочинение Иоанна написано языком простым, но чистым и живым, – в немногих словах выражает многое, и потому полно силы. Потому-то «Лествица» святого Иоанна и была всегда настольною книгою для иноков, живущих в общежитии», – писал об этом произведении святой Димитрий Ростовский. Наверное, именно поэтому «Лествица» до сих пор остаётся настольной книгой для монахов. Да и нам, обычным людям, полезно её читать.

Лестница

Образ лестницы в труде преподобного Иоанна берёт своё начало от лестницы Иакова, о которой рассказывается в Ветхом Завете.  Во время бегства в Харран после решительного разрыва со своим братом Исавом Иаков провёл ночь под открытым небом. Во сне Иаков увидел лестницу, ведущую на небо, по которой вверх и вниз поднимались и спускались ангелы: «Вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней» (Быт, 28:12-13).

Что означает этот чудесный сон? То, что земля наша связана с небом, а Бог близок к созданной Им земле. Движение ангелов говорит о восхождении людских молитв к Богу и о нисхождении к людям Его ответов на молитвы. В Новом Завете со сном Иакова перекликаются слова Иисуса Филиппу и Нафанаилу, что они увидят небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну человеческому (Ин.1:51). С вершины лестницы Господь благословил Иакова. После пробуждения он воскликнул: «Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!»(Быт. 28:16).

В книге Иоанна Лествичника лестница является образом духовного устремления и постепенного восхождения человека к вершинам святости. Древнейший русский список «Лествицы» относится к XII веку. Всего известно более ста списков XII-XV вв., что свидетельствует об огромном внимании к этому произведению в Древней Руси. «Лествица» сталаь любимой книгой русских иноков.

Синайский монастырь

Sinaiskiy_monastyr

Монастырь святой Екатерины на горе Синай – один из самых древних на земле монастырей, причём его деятельность никогда не прекращалась. Россия имеет к судьбе этого монастыря самое прямое отношение. Начавшись с небольшого храма и башни, построенной по просьбе монахов царицей Еленой, уже к концу IV века монастырь стал известен во всей Византийской империи. В VI веке, при императоре Юстиниане I, вокруг построек царицы Елены были возведены мощные крепостные стены.

Тогда же в монастыре был построен ещё один храм, который сохранился до наших дней. В 625 году, после того как арабы завоевали Синай, монахи отправились в Медину (это второй после Мекки, священный для мусульман город) просить защиты у пророка Мухаммеда. Охранная грамота – так называемый Фирман Мухаммеда, скреплённый отпечатком руки пророка, где говорится, что мусульмане будут защищать монастырь и об освобождении от налогов, существует до сих пор (оригинал хранится в Стамбуле).

После того как Русь приняла христианство, у монастыря на Синае появился новый защитник. Синайские монахи неоднократно бывали в России, русские правители посещали монастырь и в разные времена – и духовно, и финансово, и политически – его поддерживали. До сих пор на праздничные службы монахов созывают девять колоколов, подаренных императором Александром II.

Монастырская библиотека – одно из лучших в мире собраний древних христианских книг и рукописей на всех языках, включая славянский. Собрание икон также уникально: двенадцать икон, написанных в VI веке восковыми красками – самые древние на планете. В 2002 году монастырь Святой Екатерины включён ЮНЕСКО в список объектов всемирного наследия.

Тропарь, глас 1-й

Пустынный житель и телеси ангел, и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Иоанне; постом, бдением, молитвою небесная дарования приим, исцеляеши недужныя, и души верою притекающих ти. Слава Давшему Ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Пасха.ру

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика