( http://paskha.ru/Sobornaya_plozad/Kak_prazdnovat_imeniny/October/Anna_Kashinskaya/?job=print )

 Anna_KashinskayaСвятых с простыми судьбами – не бывает. Но судьба этой святой женщины выбивается даже из такого ряда. Не только прижизненная, но и посмертная. Анна Кашинская – единственная из русских святых была канонизирована Русской Церковью, потом деканонизирована, а затем канонизирована снова.

Анна Кашинская родилась примерно в 1280 году во Входно-Иерусалимской слободе под городом Кашиным – сейчас это Тверская область. Она была дочерью Ростовского князя Дмитрия Борисовича; выйдя в 1299 году замуж за тверского князя Михаила Ярославича, стала тверской княгиней.

У княжеской четы было четверо сыновей: Дмитрий, Александр, Константин и Василий. У них было много примеров для подражания: родители, Михаил и Анна, вели благочестивую, жизнь; среди предков с той, и с другой стороны были такие великие люди, как благоверные князья Михаил Черниговский, Василий Ростовский, Александр Невский. Княгиня Анна была для своей семьи кем-то вроде духовника, хотя свои духовники священники у князя и сыновей, конечно, тоже были. Тем не менее они, что совсем не характерно для того времени, часто обращались за советом к Анне.

Это были трудные времена: между русскими княжествами велись постоянные междоусобные войны, грозный сосед – Золотая Орда – держал удельных князей под контролем. У русских людей не было сил справиться с таким мощным противником, тем более что князья были больше озабочены борьбой друг с другом, чем с Ордой. С ордынским же ханом они предпочитали не ссориться, а дружить: от могущественного соседа зависело, кто из русских князей получит ярлык (разрешение) на княжение, а кто – нет, кому называться великим князем, какой размер дани платить и многое другое.

В 1305 году князь Михаил получил в Орде ярлык, став и великим князем владимирским. С этим не согласился его главный соперник – московский князь Юрий Данилович. Князь Михаил пытался объединить разрозненные русские земли – в том числе и для того, чтобы более сплоченно противостоять Орде. Князь Юрий, занимавший ярко выраженную проордынскую позицию, препятствовал и этому.

Между княжествами произошло несколько сражений, в том числе на подступах к Москве, однако спор решен не был. Тогда Юрий призвал на помощь Золотую Орду и пошел на Тверь. Тверичи разбили и москвичей, и ордынцев. Юрию удалось бежать. Он поехал в Орду, во главе которой тогда стоял хан Узбек, и солгал ему, что по приказу князя Михаила была отравлена жена Юрия, приходившаяся хану сестрой.

Князь Михаил был вызван на суд в Орду. Он поехал – несмотря на то, что понимал, что едет на верную смерть. Просто князь знал, что если не поедет в Орду, то ордынцы снова придут войной на Тверь.

Летописи сохранили слова, которые Анна сказала мужу, провожая его в последний путь в Орду:

«Не бойся мучения, пребудь верен Господу до смерти... Молю тебя, господин мой, когда предстанешь перед нечестивым царем, как добрый воин Христов, и когда предадут тебя злокозненным мукам, не бойся грядущих на тебя зол, да не устрашит тебя ни огонь, ни колеса, ни меч, ни сечиво, но будь терпелив, пойдя на него добровольно... Возлюби, господин мой, Единого Господа Иисуса Христа.., тогда и я буду блаженна тебе ради во всех российских женах...»

После недолгого и неправедного суда князь Михаил был зверски убит в Орде. Летописи рассказывают, что свою смерть князь принял с Псалтирью в руках – это была его любимая книга. Князь Михаил причислен к лику святых благоверных князей. Его смерть стала первой потерей благоверной княгини Анны, но, к сожалению, не последней. Ей предстояло выдержать еще много испытаний.

В 1325 году ее старший сын, тверской князь Дмитрий с говорящим прозвищем Грозные Очи, поехал по делам в Орду. И встретил там виновника смерти своего отца и многочисленных бед своего народа, князя Юрия Московского. Дмитрий убил его – за что сам был казнен по приказу хана. От Орды пострадала не только княжеская семья, но и все тверичи.

В 1326 году жители княжества, возмущенные бесчинствами ордынцев, перебили все ордынское войско во главе с двоюродным братом хана Узбека. В ответ хан послал на Тверь карательную экспедицию, дать отпор которой тверичи уже не смогли: город был разгромлен и сожжен практически дотла, большинство жителей убиты или угнаны в плен. Но хану этого показалось мало, и он потребовал головы второго сына Анны, Александра, скрывавшегося в Литве.

Anna_Kashinskaya

Позже, в 1339 году, ордынцы получили-таки, что хотели: они казнили не только Александра, но и его маленького сына, внука Анны, Федора. Когда их тела привезли в Тверь, как пишет летописец, «мати же его (Анна), братья, княгиня его с детьми и весь город плакали о них горько и долго. И тако Тверское княжение до конца опустело...» Тверской княжеский престол занял третий сын Анны, Константин. Но правил он недолго – умер в пути, поехав однажды в Орду.

Княгиня Анна достойно выдержала испытания, обрушившиеся на ее семью, и была со своим народом в самые трудные для него дни. После мученической смерти в Орде сыновей и внука она приняла монашеский постриг с именем Евфросиния и поселилась в Софийском монастыре в Твери. Но и на этом ее испытания не закончились. Страшная и неизлечимая болезнь – чума – буквально выкосила большую часть Твери и почти всю княжескую семью. В живых остался только младший сын Василий, занимавший кашинский княжеский престол.

Единственные оставшиеся в живых из всей семьи, мать и сын, были очень близки друг к другу. Василий часто приезжал к матери в монастырь, чтобы спросить совета по тем или иным государственным или житейским вопросам, а позже уговорил переселиться в кашинский Успенский монастырь, который он специально для матери и основал. Там монахиня Евфросиния приняла схиму – высшую форму монашества, полное отречение от мира – со своим прежним именем Анна.

Благоверная княгиня Анна скончалась 2 октября 1368 года. В этом же году умер и ее младший сын Василий. Княгиня Анна была похоронена в своем Успенском монастыре в Кашине. На этом завершилась ее земная жизнь, но не завершилась, а вернее, только началась жизнь вечная.

Послав на долю Анны самое трудное испытание, которое только можно придумать – потерю практически всех близких – Господь после смерти наделил ее самыми богатыми дарами. Исторические перипетии того непростого времени, войны и разорения стерли из людской памяти имя Анны Кашинской. Но она… сама о себе напомнила – через два с половиной века.

Anna_Kashinskaya

В 1611 году город Кашин осадили поляки и литовцы. Тяжело больной пономарь Успенского собора по имени Герасим молился Богу о спасении города от захватчиков и о своем выздоровлении. И тогда ему явилась женщина в облачении монахини-схимницы. Герасим не знал, что это за женщина; она назвала ему свое имя – Анна Кашинская – и сказала, что поможет ему вылечиться, а городу – спастись от врага.

Так все и произошло: Герасим выздоровел, а польско-литовское войско не смогло взять Кашин. С тех пор возле могилы бывшей княгини начали происходить различные чудеса, прежде всего чудеса исцеления. Слух об этом дошел и до Москвы – к тому времени Россия стала единым государством. И на церковном соборе 1649 года при поддержке царя Алексея Михайловича Анна Кашинская была причислена к лику святых. Алексей Михайлович приказал построить храм в честь святой Анны, а царица с дочерьми собственноручно вышила покров для раки с ее мощами.

Однако всего через 28 лет, в 1677 году, у следующего Патриарха, Иоакима, возникли сомнения в святости княгини Анны. Борьба, если не сказать – война между сторонниками церковной реформы и «старообрядцами» тогда была в самом разгаре. У открытых для поклонения мощей княгини Анны рука была сложена в двуперстном знамении – а спор, креститься тремя пальцами или двумя, был одним из ключевых, хотя далеко не единственным разногласием. Сторонники «старой веры» ссылались на двуперстие Анны Кашинской, как на доказательство своей правоты. И решение о ее канонизации было отменено. Храм, посвященный благоверной княгине, переименовали в храм Всех Святых, ее иконы спрятали.

Однако теперь уже имя Анны Кашинской сложно было стереть из народной памяти. Тем более что возле ее могилы продолжали происходить многочисленные чудеса. Жители Кашина были уверены, что заступничество святой Анны помогло им избежать эпидемий холеры и чумы, свирепствовавших вокруг, а в 1812 году именно Анна помогла избежать разорения города французами. Семь раз в течение XIX и начала XX веков жители Кашина обращались к императору и в Священный Синод с просьбой вновь канонизировать их небесную заступницу. Однако только после того, как «старообрядцы» в 1905 году были реабилитированы и им были возвращены все гражданские права, стало возможным рассмотрение вопроса о повторной канонизации княгини Анны – а таких прецедентов в Русской Церкви еще не было.

Anna_Kashinskaya

В 1908 году был создан специальный комитет для сбора всех имеющихся сведений о княгине Анне, а в 1909 году Синод вынес решение о восстановлении почитания святой, которое утвердил император Николай II. По этому поводу в Кашине состоялись торжества, на которые со всей страны съехалось более 100 000 верующих, при том, что население самого города составляло тогда 8 000 человек. «Днесь восхваляем тя, преподобная мати, великая княгиня Анно...» – пели люди слова тропаря святой, которые запрещено было произносить двести с лишним лет. До сих пор жители города Кашина, и не только, помнят и любят свою небесную покровительницу. И теперь, будем надеяться, так будет всегда.

Тропарь, глас 3-й

Днесь восхваляем тя, преподобная мати, великая княгине инокине, Анно: яко бо лоза плодовита посреде терния, процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми, всех удивила еси чудным твоим житием, темже Христу Богу угодила еси, и ныне, радующися и веселящися, пребываеши в лики преподобных жен, наслаждающися райския красоты и веселия. Молим убо тя: моли о нас Человеколюбца, Христа Бога нашего, даровати нам мир и велию милость.

Пасха.ру

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика