Ангелы поют
Иконы и фрески

Уверение Фомы
Афины. Греция. Начало XI в.

Истина Христова Воскресения есть истина всецелая, полная — не только истина веры, но также и истина разума.

В. Соловьев
Медиа
Поделиться:

 

Казалось бы, какое нам дело до чужих царей? Мы и своих-то вряд ли назовём поимённо. Но израильский царь Давид сыграл в мировой истории и личной судьбе каждого христианина очень важную роль. Достаточно сказать, что его потомком был Иисус Христос и что стихотворные молитвы, написанные им, читаются в каждом нашем храме ежедневно. Кроме того, Давид – из тех немногочисленных в мировой истории правителей, к которым с полным основанием можно отнести эпитет «гениальный».

В 1005 году до нашей эры в Израиле у Иессеи, старейшины города Вифлеема, родился восьмой ребёнок. Мальчику дали имя Давид. Подростком он пас овец в окрестностях Вифлеема, бродил по каменистым склонам, пел и подыгрывал себе на псалтыри (гусли). Он воспевал Бога, славил его в своих псалмах. Вот почему в православной традиции святого царя и пророка Давида называют псалмопевцем.

В это время Израилем правил Саул, человек мрачный и жестокий. На него часто нападали тоска и уныние, и придворные, желая развлечь царя, рассказали ему о прекрасно поющем юном пастухе. Саул приказал привести Давида во дворец и назначил придворным музыкантом. Когда Саул слышал звуки духовных мелодий, исполняемых юношей, ему становилось лучше, «злой дух» отступал от него.

В год, когда Давиду исполнилось 18 лет, на Израиль напали филистимляне. На поле, где должна была состояться битва, юноша принёс еду своим братьям-воинам. Перед боем по древнему обычаю великан-филистимлянин Голиаф вызвал сразиться один на один любого из израильтян. Безоружный Давид бесстрашно принял вызов врага. Он так метко и с такой силой метнул в Голиафа камень, что тот упал замертво. Саул, оценив подвиг юноши, сделал его тысяченачальником.

Обладающий врождённым благоразумием, Давид мудро руководил вверенным ему войском, и слава о его победе над филистимлянами мгновенно облетела весь Израиль. Саул счёл молодого военачальника достойным руки своей дочери Мелхолы. Он выдал её замуж за Давида, но очень скоро перестал доверять мужу дочери и возненавидел его. Ненависть Саула вызвали искренняя любовь народа к победителю филистимлян и знание того, что Давид – будущий царь Израиля. Саулу было известно пророчество: за совершённые грехи ему скоро придётся отдать трон, и, продолжая царствовать вопреки Божией воле, он начал преследовать Давида. И хотя дважды будущему царю Израиля предоставлялась возможность убить Саула, он ни разу ею не воспользовался, потому что не мог лишить жизни помазанника Божьего.

Давид бежал от царского гнева в Иудейскую пустыню и долгое время скрывался в Адолламской пещере недалеко от Мёртвого моря. Со временем возле него поселилось множество притесняемых и недовольных израильтян. Возглавив своих сторонников, Давид попросил покровительства и убежища у недавнего врага – Анхуса, одного из филистимлянских царей, который отдал Давиду пограничный город в пустыне Негев. Отряды Давида, чтобы как-то прокормиться, грабили проходившие мимо иноземные караваны и часть добычи отдавали филистимлянам в обмен на покровительство. Удивительно, но Библия доносит до нас и эти сведения. Они никак не красят будущего великого царя. Но царь Давид потому и зовётся великим, что не только признал все свои прегрешения, но и глубоко в них раскаялся.

Тем временем филистимляне захватили одну из областей Израиля – Иудею. Воспользовавшись безвластием, Давид со своим отрядом вошёл в иудейский город Хеврон и был избран его царём. Иудея фактически отделилась от Израиля. 6 лет и 6 месяцев Давид был на иудейском троне. Между двумя государствами разгорелась междоусобная война. Победителем в ней вышел Давид. По решению израильских старейшин он был избран царём Израиля. Филистимляне, которые считали нового израильского царя своим ставленником, вручили ему Ковчег Завета, в котором хранились каменные скрижали с десятью заповедями, полученные Моисеем от Бога. Ковчег хранился у филистимлян – они захватили его в ходе войны с израильтянами.

Первое, что сделал Давид, став царём объединённого Израиля, – объявил войну иевусеям, жившим в Иудейских горах. На одной из них – горе Сион – ими была основана небольшая крепость под названием Иерусалим. Победив иевусеев, Давид перенёс в Иерусалим столицу израильского государства. В скинии (походном храме) на горе Сион он поместил Ковчег Завета, что сделало Иерусалим духовным иудейским центром. Молодой царь Израиля так любил Бога, его переполняло такое ликование от осознания Его присутствия в душе, что он продолжал, как в юности, сочинять псалмы во славу Господа, вознося хвалы Создателю радостно и весело.

Для Ковчега Завета он задумал строить Храм. Но Бог через пророка Нафана передал ему, что из-за множества грехов, из-за пролитой в войнах крови строить первый в истории человечества Храм Единого Бога ему не придётся. Эту миссию Господь возложил на младшего сына царя Давида – Соломона, которому постаревший Давид впоследствии передал израильский трон.

Царь Давид был пророком – тем, кому Господь открывает Своё тайное знание. Он ещё при жизни знал, что из его рода произойдёт Мессия. Об этом Давиду сообщил пророк Нафан. Давид не возносился этим знанием, он был кроток перед словом Божиим, если даже оно и шло наперекор его земным интересам. Все древние владыки считали себя земными богами, Давид всегда знал, что он всего лишь человек и послушен воле Бога. Но однажды человеческое начало победило в нём – Давид полюбил красавицу Вирсавию, супругу Урии, одного из самых верных слуг Давида. Желание видеть Вирсавию рядом с собой было настолько сильным, что всевластный владыка послал Урию на войну с аммонитянами, и тот погиб в сражении. Вирсавия стала царицей.

Господь, избрав Давида совсем для другой миссии, решил наказать его. Через какое-то время Израильское царство постигли смуты, была обесчещена дочь Давида, сыновья пошли войной друг на друга и на отца. Но видя, как искренне Давид раскаивается в своём грехе, Господь простил его. Он простил Давиду и брак с Вирсавией, от которой родился Соломон, будущий преемник Давида на израильском троне. А искренняя покаянная молитва, с которой Давид обращался к Богу, теперь произносится в православных храмах ежедневно во время литургии – это 50-й псалом.

Уже после смерти Давида царь Соломон выстроил великолепный иерусалимский Храм, который принято называть Первым. Тем не менее именно Давид всё подготовил для его строительства – проект, средства, строительные материалы, а также определил место, где он должен находиться. Так началась история Иерусалима как города, которому суждено было стать священным для многих народов, местом пребывания Господа. Давид завоевал большинство окрестных народов и расширил границы Израильского царства до максимальных за всё время существования его границ (современный Израиль гораздо меньше того государства, которое создал Давид). Он провёл успешные административные, военные и экономические реформы. Народ уважал и любил своего правителя. Царь Давид правил Израилем четыре десятилетия и умер, когда ему было 70 лет. Он похоронен в Иерусалиме, на горе Сион.

50-й псалом царя Давида

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоём и чист в суде Твоём. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушённые. Отврати лицо Твоё от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! Отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы её; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушённый; сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

 

Пасха.ру

Оставить комментарий на статью

Ваше имя:
Ваш E-mail:
* Комментарий:
* Введите число на картинке:
* - поля, необходимые для заполнения

О сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика