Ангелы поют
Иконы и фрески

Явление Христа после Воскресения
Сергей Карпычев 1910 г.

Утром проснулся я, и первое, еще не осознанное впечатление большой — нет! — огромной радости, которой как будто бы пронизан весь свет: люди, звери, вещи, небо и земля.

А.И. Куприн
Медиа
Поделиться:

Особенно тяжело то, что пьянство, полное стольких зол и порождающее столько несчастий, даже и не считается у многих виной.

Иоанн Златоуст

Библейские свидетельства о действии и силе вина весьма противоречивы, это можно видеть, например, из речи, приведенной в книге Ездры: «О, мужи! Как сильно вино! Оно приводит в омрачение ум всех людей, пьющих его; оно делает ум царя и сироты, раба и свободного, бедного и богатого, одним умом; и всякий ум превращает в веселие и радость, так что человек не помнит никакой печали и никакого долга, и все сердца делает оно богатыми, так что никто не думает ни о царе, ни о сатрапе, и всякого заставляет оно говорить о своих талантах. И когда опьянеют, не помнят о приязни к друзьям и братьям и скоро обнажают мечи, а когда истрезвятся от вина, не помнят, что делали. О, мужи! Не сильнее ли всего вино, когда заставляет так поступать?» (2Ездр.3,18-24). Эту речь можно разделить на две части: в первой говорится о достоинствах вина (веселье, единодушие, раскрепощение), во второй – о недостатках (агрессия, безответственность, беспомощность).

С одной стороны, Сам Господь говорит о вине как о признаке Своего благословения человеку: «Дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой» (Втор.11,14). Давид также перечисляет эти символы благоденствия и говорит о вине как о причине веселия: «Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека» (Пс.103,14-15). Но уже в другой ветхозаветной книге – Книге Притчей – алкоголь однозначно представляется как причина многих бед для человека: «Вино – глумливо, сикера <крепкий алкогольный напиток – д.И.> – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Прит.20,1). «Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов. Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет» (Прит.21,16-17).

Это видимое противоречие библейских свидетельств можно было бы объяснить особенностями авторов разных книг, но чем тогда объяснить, что у одного автора – апостола Павла – мы встречаем суждения и о пользе, и о вреде вина? В послании своему ученику, Тимофею, Павел пишет: «Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1Тим.5,23). А в послании к эфессянам апостол уже осуждает винопитие: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф.5,18).

Чтобы понять, в чем причина этих, казалось бы, взаимоисключающих утверждений, нужно прочитать их внимательнее. Везде, где говорится о вреде вина, имеется в виду злоупотребление алкоголем, пьянство («когда опьянеют…», «увлекающийся ими…», «человек, сбившийся с пути разума…», «не упивайтесь…»). Вино не является злом само по себе, оно лишь служит катализатором, обнаруживающим и усиливающим содержимое человеческого сердца: «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Мф.12,35).

Если человек порочен и не способен вовремя остановиться, то Божие благословение превращается в проклятие. Здесь можно провести параллель с даром свободы, которым наделен человек – добрый и разумный человек употребляет его на благо себе и другим, а порочный и неразумный – во вред. Так что губительным для человека является не вино само по себе, а злоупотребление им – пьянство. Если человек знает, что его воля слаба и он склонен к алкоголизму, то ему лучше не пить вовсе: «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. <…> Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает» (Рим.14,20-22).

В материале использовано изображение иконы "Неупиваемая чаша".

Пасха.ру

Оставить комментарий на статью

Ваше имя:
Ваш E-mail:
* Комментарий:
* Введите число на картинке:
* - поля, необходимые для заполнения
Комментарии читателей


Нина
Помогите, пожалуйста! Не получается бросить пить!!! Все, кто может, помолитесь, пожалуйста, за меня. Нина.
26.06.2013
* Нина ждет писем! Адрес можно получить у редактора.

Редактор сайта

О сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика