Ангелы поют
Иконы и фрески

Сошествие во ад
Андрей Рублев, 1408-1410 гг.

Я убежден, что если бы люди услышали по-настоящему — Страстную, Пасху, Воскресение, Пятидесятницу, Успение, не нужно было бы Богословие. Оно все тут.

Александр Шмеман
Медиа
Поделиться:

jpg

И так каждый из нас за себя даст отчет Богу

Рим.14,10-12

В Священном Писании неоднократно встречаются свидетельства о том, что каждому человеку предстоит дать отчет о своей жизни на Суде Божьем: «Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога. И так каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим.14,10-12).

Важно отметить, что Господь будет судить нас не только и не столько за поступки, а прежде всего за то, что стоит за нашими поступками – сердечные движения. Ведь можно удержаться от убийства человека (кто же хочет в тюрьму?!), но при этом изо дня в день выказывать к нему такую ненависть, что это может сделаться медленным убийством. Вот, как об этом говорит Господь в Своей знаменитой Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной» (Мф.5,21-22).

Но не всегда по словам человека можно судить о том, что твориться у него в сердце. Так человек может возвышенно рассуждать о Боге и даже ежедневно вычитывать многочасовое молитвенное правило, но Богом эти молитвословия будут расценены как празднословие: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф.15,8). Порой грех может вообще никак не проявляться внешне, при этом, однажды совершившись в сердце человека, он потом всю жизнь оскверняет его душу: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека» (Мф.15,19-20). «Вы слышали, – вопрошает Спаситель, – что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5,27-28)

Таким образом, в Писании есть много свидетельств о посмертном Суде Божьем над душой, но учение о мытарствах, которое развилось уже в рамках христианского Предания, утверждает, что после смерти человек должен будет пройти еще и особое испытание от падших духов – тех самых, которые во время нашей жизни стараются склонить нас к различным грехам. Впрочем, намек на это можно встретить в Евангелии от Иоанна, когда Христос говорит апостолам: «Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин.14,30). Вот, что пишет о мытарствах святитель Иоанн Милостивый (VIIв.): «Когда душа выйдет из тела и начнет восходить к небу, встречают ее лики бесов и подвергают многим затруднениям и истязаниям. Они истязают ее во лжи, клевете, ярости, зависти, гневе, памятозлобии, гордости, срамословии, непокорстве, лихве, сребролюбии, пьянстве, объядении, злопомнении, волхвовании, братоненавидении, убийстве, воровстве, немилосердии, блуде, прелюбодеянии. Во время шествия души от земли к небу самые святые ангелы не могут помочь ей: помогают ей единственно ее покаяние, ее добрые дела, а более всего милостыня. Если не покаемся в каком грехе здесь по забвению, то милостынею можем избавиться от насилия бесовских мытарств. Самое пространное свидетельство о мытарствах находится в житии преподобного Василия Нового (Хв.), там подробно рассказывается о двадцати мытарствах, которые прошла ученица преподобного Василия, блаженная Феодора. Примечательно, что на двадцатом, последнем, мытарстве испытываются грехи «немилосердия и жестокосердия и утробы затворения к нуждам бедствующих».

Мне кажется, что из приведенных слов святителя Иоанна и из жития блаженной Феодоры напрашивается один практический вывод: даже, если человек успешно пройдет все девятнадцать мытарств, но не будет иметь дел милосердия, если человек за всю жизнь так и не научится любить ближнего и помогать ему, то ему не найдется места в Царстве Любви.

В материале использована репродукция картины Карла Блоха "Нагорная проповедь" (1890г.)

Пасха.ру

Оставить комментарий на статью

Ваше имя:
Ваш E-mail:
* Комментарий:
* Введите число на картинке:
* - поля, необходимые для заполнения
Комментарии читателей


Андрей Просвирин
Прочитал почти все ваши краткие статьи и остался очень доволен их краткостью, но одновременно наполненностью главной христианской православной мыслью. Дай Бог, чтобы они заставили кого-то задуматься о своей будущей судьбе в вечности!
17.03.2013
Спасибо, Андрей, за добрые слова в адрес сайта. Очень приятно, что Вы заметили главные особенности рубрики и они Вам понравились. Статьи диакона Илии Кокина призваны помочь разобраться в трудных вопросах земной и духовной жизни. Очень хочется, чтобы сайт и в дальнейшем помогал своим пользователям найти дорогу к Богу! Спаси Господи.

Редактор сайта

О сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика