Библейские авторы явно не жаловали смех. Екклесиаст в свойственной ему мрачноватой манере пишет: «Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья» (Еккл.7,3-4). Или в другом месте: «Сказал я в сердце моем: "дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром"; но и это – суета! О смехе сказал я: "глупость!", а о веселье: "что оно делает?"» (Еккл.2,1-2).
А действительно, что делает смех? Для чего он нужен? Верно ли, что смех – это глупость, недостойная христианина?
Очень часто, когда мы ставим вопрос подобным образом и пытаемся взвесить все «за» и «против», мы приходим к выводу о том, что рассматриваемое явление сложнее, чем кажется при первом приближении. Вот и смех – казалось бы, такое несерьезное дело – на поверку оказывается чем-то сложным. Эта сложность сопряжена с тем, что смех, как и смеющийся, может быть добрым, а может быть злым: «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Мф.12,35).
Добрый смех подобен лекарству, приложенному к больному месту. Добрая шутка способна развеять тучи намечающейся ссоры, спасти от неловкой ситуации, помочь наладить контакт с незнакомым человеком. Зачастую чувство юмора спасает семейные взаимоотношения. Юмор – это добрый смех.
У юмора есть еще одна важная функция – он помогает людям примириться не только друг с другом, но и с собственными страхами. Обратите внимание на то, какие темы чаще всего поднимаются в анекдотах? Это тема взаимоотношения полов и тема смерти. Ну со смертью и так называемым «черным юмором» все более-менее понятно: человек больше всего на свете боится смерти, поэтому он всячески высмеивает ее, как бы желая доказать себе, что ничего страшного в смерти нет.
А почему мы так любим шутки, связанные с темой пола? Я думаю, причины две. Во-первых, сама по себе тайна рождения, как любая настоящая тайна, пугает нас. Во-вторых, мы очень боимся, что нас может постигнуть неудача в личной жизни, а неудача в этой сфере, воспринимается нами как показатель нашей несостоятельности. Про юмор подобного рода апостол Павел сказал: «Пустословие и смехотворство не приличны [вам]» (Еф.5,4).
Но есть смех особого сорта, он называется сатирой – это язвительный смех, он не примиряет, а наоборот – оскорбляет, расстраивает и разделяет людей. Сатира – это злой смех.
О двоякой природе смеха говорит и святитель Иоанн Златоуст: «Не смех – зло, но зло то, когда он бывает без меры, когда он неуместен. Способность смеха внедрена в нашу душу для того, чтобы душа иногда получала облегчение, а не для того, чтобы расслаблялась».
В материале использована репродукция картины М.Н.Щрилева "Скоморохи"
Пасха.ру