Все золотое, все: и люди золотые, и серые сараи золотые, и сад, и крыши, и видная хорошо скворешня, — что принесет на счастье? — и небо золотое, и вся земля. И звон немолчный кажется золотым мне тоже, как все вокруг.
«Разве не знаете, что вы храм Божий?»
1Кор.3,16-17
Ветхий Завет был своего рода периодом детства человечества, поэтому Господь общался с человеком, как родитель с ребенком: «Помой руки перед едой», «Не чавкай, когда ешь», «Оденься потеплее» и т.п. – все очень четко и конкретно. Поэтому, когда Бог дает пророку Моисею указания, относительно постройки походного Храма – Скинии – Он детально описывает устройство этого первого Храма. Господь не только говорит, из каких частей должен состоять Храм, но еще дает точные размеры Храма, объясняет из каких материалов и в каком виде должна быть сделана храмовая утварь.
Но нам, чадам Нового Завет, Господь Иисус Христос не дал даже намека на то, как должен быть устроен христианский храм, более того, из Его беседы с самарянкой можно сделать вывод, что христианину храм вовсе и не нужен: «Женщина говорит Ему: Господи! Вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу <…> Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4,19-24). А апостол Павел говорит о том, что каждый из нас сам является храмом Божиим: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] – вы» (1Кор.3,16-17).
Но все это вовсе не означает, что христиане должны молиться поодиночке, сидя у себя дома. Книга Деяний свидетельствует о том, что после Воскресения Христова апостолы продолжали молиться в Иерусалимском Храме, а еще регулярно собирались с другими христианами по домам на вечери любви: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб» (Деян.2,46). Вечери любви были ранней формой современной Литургии, а слово «литургия» переводится как «общее дело», т.е. с самого начала в Христианстве, помимо частной молитвы практиковалось и общественное богослужение, а это значит, что рано или поздно должен был встать вопрос об устроении христианского храма.
За неимением конкретных указаний относительно того, как именно должен выглядеть христианский храм, христиане переняли основные элементы у Иерусалимского Храма. Подобно тому, как Иерусалимский Храм делился на 3 части: Святое святых, Святое и притвор, точно также и православный храм делится на 3 основные части: алтарь, центральную часть и притвор. Святое святых было наиболее священной частью Храма. Сюда имел право входить лишь самый главный священник – первосвященник (или архиерей) – и только один раз в год, на праздник Йом Кипур (Судный день).
В Святом святых находился Ковчег Завета – главная святыня Храма. В Ковчеге хранились скрижали (каменные плиты), на которых Господь начертал 10 Заповедей, процветший жезл Аарона и сосуд с манной. Святое было отделено от Святого святых завесой, здесь находился кадильный жертвенник, на котором воскуряли благовония, семисвечник и стол для хлебов предложения. На этом столе раз в неделю клали 12 хлебов – по одному за каждое из колен израилевых. В святое входили лишь священники. В притворе находился жертвенник всесожжения – на нем приносились в жертву животные. Еще там был большой медный умывальник для священников. В притворе молились верующие.
В православный алтарь, как и некогда в Святое, имеют право входить только священнослужители (епископы, священники, диаконы) и церковнослужители (иподиаконы и чтецы). В алтаре находятся Престол и Жертвенник, на которых совершаются основные священнодействия – приносится бескровная евхаристическая (т.е. благодарственная) жертва. Это главное христианское Таинство – преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа Спасителя. Алтарь от центральной части храма отделяет иконостас – иконы, расположенные определенным образом в несколько рядов. В центре иконостаса расположены Царские врата с завесой, которые в определенные моменты службы открываются так, что Алтарь и храм образуют единое пространство.
Как можно заметить, между христианским храмом и Иерусалимским Храмом есть и сходство, и различия. Но напоследок хотелось бы сказать об одной закономерности, которая справедлива для обоих храмов. Иерусалимский Храм был по воле Божией полностью разрушен в момент, когда достиг наивысшего расцвета. Там было все: роскошь, величие, скрупулезное исполнение всех положенных ритуалов, но не было главного – Бога. Еще задолго до разрушения Храма Христос сказал: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23,38). Печальная судьба Иерусалимского Храма доказала нам одну несложную истину: ритуал теряет всякий смысл, когда мы перестаем понимать и чувствовать, Кому мы молимся.
В материале использовано изображение домового храма Святого Архистратига Божия Михаила телеканала "Радость моя"Пасха.ру
Оставить комментарий на статьюО сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования