Утром проснулся я, и первое, еще не осознанное впечатление большой — нет! — огромной радости, которой как будто бы пронизан весь свет: люди, звери, вещи, небо и земля.
Ему было суждено стать богатым и, скорее всего, знаменитым. Знаменитым он в результате стал. Не по праву рождения, а потому, что ещё в молодости понял: настоящее счастье — не в деньгах и должностях, а в том, чтобы максимально — насколько это только возможно — приблизиться к Богу. Поэтому ещё при жизни его назвали человеком Божиим.
Алексий родился в конце IV века нашей эры в знатной римской семье — его отцом был сенатор Евфимиан, а мать — Аглаида, происходила из уважаемого в Древнем Риме рода. К тому времени христианство уже стало государственной религией Римской империи, родители Алексия были благочестивыми христианами. О детстве Алексия не известно практически ничего. Но его происхождение само собой предполагает, что юноша получил хорошее образование, в том числе и богословское.
Житие преподобного Алексия принято вести от момента его несостоявшейся свадьбы. Родители, как полагалось в то время, сами подобрали ему невесту из не менее знатного, чем свой, рода. После обручения, когда Алексий остался с невестой наедине, он снял с пальца обручальное кольцо, сказав: «Сохрани это, и да будет между тобою и мною Господь, доколе не обновит нас Своей благодатью». И ушёл из дома — как ему казалось, навсегда.
Судя по всему, это не было протестом юноши против «навязанной» родителями невесты. Просто к тому моменту Алексий окончательно осознал, Кому он хочет посвятить свою жизнь. Алексий сел на первый попавшийся корабль и оказался там, куда он его привёз — в городе Лаодокия, или Латтакия, который существует в Сирии и сейчас. Там он познакомился с погонщиками мулов и вместе с ними дошёл до города Эдессы (тогда это тоже была территория Сирии, а сейчас — город в Турции под названием Шанлыурфа).
Эдесса была одним из важнейших центров христианского мира — здесь образовалась одна из первых христианских общин, здесь начал свою проповедь апостол Фома. В Эдессе Алексий раздал все оставшиеся деньги нищим, поменял свою хорошую одежду на лохмотья, поселился на церковной паперти (это внешняя площадка возле храма — когда по ступенькам вы уже поднялись, но внутрь храма ещё не вошли) и сам стал просить милостыню.
Так Алексий прожил 17 лет. Все эти годы он держал строгий пост и постоянно молился. Его отец посылал своих многочисленных слуг во все концы тогдашнего мира, чтобы найти сына. Были они и в Эдессе, видели Алексия и даже, по преданию, подали ему милостыню. Но за это время святой так сильно изменился внешне, что слуги отца не узнали его.
Согласно русским иконописным канонам, внешне Алексий был похож на Иоанна Крестителя: «…образом, брадою и власами аки Иоанн Предтеча, риза едина празелень дика, нищенская рубища, руки к сердцу держит; инде пишет: в левой руке свиток, а в нём написано сице: «Се остави отца и матерь, жену и род, и други, сёла и имения». Как-то само собой получилось, что люди потянулись к странному нищему, почувствовав в нём духовную силу. Кто-то приходил за советом, кто-то — с просьбой помолиться… И постепенно — когда советы оказывались как нельзя кстати, а люди по молитве святого излечивались и решали свои жизненные проблемы — слава об Алексии разнеслась по всей Эдессе. Но святому не надо было славы — именно от неё сбежал он из Рима — и он решил уйти из Эдессы.
Алексий сел на корабль, чтобы попасть в Тарс — на родину апостола Павла (сейчас этот город тоже в Тур ции). Но корабль попал в шторм, его много дней носило по Средиземному морю и в результате прибило к берегам Италии. Очевидно, Алексий увидел в этом промысел Божий. И через несколько дней оказался в Риме, и не где-нибудь, а в своём родном доме. Родители не узнали сына, а он не стал себя называть. Его мать и отец были настоящими христианами — теми, для кого, по выражению апостола Иакова Праведного, вера без дел была мертва. И они позволили нищему страннику поселиться в их доме, в каморке под лестницей, а слугам приказали кормить его тем же, что ели сами.
Так Алексий прожил 17 лет. Его пост и постоянная молитва не прекращались ни на минуту. Слуги — это часто бывает, когда бесправный человек от комплекса неполноценности обижает ещё более бесправного — исподтишка издевались над нищим. Но Алексий просто не обращал на это внимания. Гораздо больше его волновало, что родители, да и невеста, которая так и не вышла замуж, продолжали ждать его и оплакивать его судьбу. Впрочем, Алексий знал, как успокоить их — он взял перо, бумагу и описал всю свою жизнь, включая тот факт, чьим сыном он является. Он знал, что умрёт раньше родителей, и они успеют узнать, как он прожил свою жизнь.
В одно из воскресений, во время литургии в базилике Святого Петра раздался глас Божий, который сказал: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всём народе его». Весть о том гласе мгновенно разнеслась по всему Риму. Христиане, как рассказывает церковное предание, были обескуражены, но ничего не поняли. Как найти в огромном городе человека, о котором никто ничего не знает?
Тогда, повествует предание, в следующий четверг тот же глас указал народу: «В доме Евфимиана человек Божий, там ищите». Император Гонорий и Римский Папа Иннокентий I, присутствовавшие на службе и озадаченные так же, как и остальные, пытались добиться от сенатора Евфимиана хоть какой-то информации. И тогда Евфимиан вспомнил о странном нищем, с которым он практически не виделся, поскольку тот жил в той части большого дома, где жили слуги. Сенатор побежал домой. В каморке под лестницей лежал его постоялец — уже мёртвый, но с улыбкой на лице. В его руке был бумажный свиток. Евфимиан попробовал взять этот свиток из рук святого и прочесть, что там написано, но руки покойника были крепко сжаты. И только когда в дом пришёл Папа Иннокентий I и попросил у Алексия позволения прочесть бумагу, рука святого разжалась. И присутствовавшие узнали о том, кем на самом деле был Алексий, человек Божий.
Ему, хотя и после смерти, не удалось избежать всенародных почестей. Гроб с телом Алексия был выставлен для прощания на площади. Церковное предание хранит свидетельства многочисленных исцелений от святого. Папа Римский и император лично внесли тело святого в церковь святого Вонифатия (Бонифация) на Авентинском холме, где Алексий и был похоронен. Мощи святого покоятся там и сейчас. С 986 года храм носит имя двух святых — Вонифатия и Алексия.
Значит ли житие Алексия, человека Божия, которого мы почитаем, как преподобного, то есть подобного Христу в своих добродетелях, что любой христианин должен следовать его примеру? Значит ли, что для того чтобы приблизиться к Богу, надо обязательно подвергнуть страданиям собственных родителей и невесту? И что святым может стать только нищий? Конечно, нет. Путь к Богу у каждого свой.
Святой Алексий потому и преподобен, что обладал невероятной духовной силой, ясно осознавал свои цели и последствия своих поступков. Но он был уверен, что житейские неприятности – ничто в сравнении со стремлением к Богу, он знал, что с его помощью близкие ему люди тоже получат больше шансов на спасение. Он заставил их страдать, пылая к ним невероятной любовью. Ведь и Сам Христос мог бы быть примерным Сыном Своей Матери и не доставлять Ей «неприятностей». Но Его цели были выше даже этого, казалось бы, очевидного стремления.
Но такие люди, как человек Божий Алексий рождаются нечасто. А в остальных случаях резкие, не до конца осознанные поступки, могут не приблизить, а отдалить человека от Бога. У Алексия получилось достичь святости вот так. У вас, возможно, получится по-другому…
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1929-2008 гг.)
Я был крещён в честь святого праведного Алексия, человека Божия. В Эстонии не было храма, освящённого в честь этого святого. Поэтому, когда мы впервые приехали в Москву, мне хотелось посетить церковь, где был бы престол, освящённый во имя святого Алексия, человека Божия. Это был храм Тихвинской иконы Божией Матери в селе Алексеевском. И при всех последующих поездках в Москву я непременно посещал этот храм. А впоследствии, когда я стал епископом, то Святейший Патриарх Алексий I благословил меня в праздник Тихвинской иконы Божией Матери и святого праведного Алексия, человека Божия, совершать богослужения в этом храме. Став Патриархом, я тоже стараюсь совершать богослужения в этом храме...
Храм Тихвинской иконы Божией Матери
Храм Тихвинской иконы Божией Матери в подмосковном селе Алексеевском был построен по приказу царя Алексея Михайловича в 1676-1682 годах. В этом селе он останавливался по пути в ТроицеС ергиеву Лавру. В здешней церкви, построенной в честь его небесного покровителя Алексия, человека Божия, молился. В начале XIX века Алексеевскую церковь разобрали, а в Тихвинской устроили придел преподобного Алексия, человека Божия. До наших дней в Тихвинском храме сохранились молельные комнаты царя и царицы, а также многое из внутреннего убранства и церковной утвари. Этот храм никогда не закрывался, в том числе и в советское время. Сейчас он оказался недалеко от центра Москвы — на улице с чудным названием Церковная Горка возле станции метро «ВДНХ ».
Тропарь, глас 4-й
Возвысився на добродетель и ум очистив, к Желанному и Крайнему достигл еси, безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестию чистою, в молитвах яко безплотен пребывая, возсиял еси яко солнце в мире, преблаженне Алексие.
Пасха.ру
Оставить комментарий на статьюО сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования