Её и Матроной-то никто не называет, в основном — Матронушкой. За очень короткое время эта местночтимая московская святая стала любимой всей православной Россией. Блаженная Матрона — практически наша современница. Ещё живы люди, встречавшиеся и разговаривавшие с нею, ведь умерла святая в 1952 году.
Родилась же Матрона Дмитриевна Никонова — таково её полное имя — 22 ноября 1885 года в деревне Себино нынешнего Кимовского района Тульской области — это километрах в 20-ти от Куликова поля. Девочка была слепой от рождения — не просто незрячей, у неё совсем не было глаз. По легенде, родители хотели отдать дочь-инвалида в приют, однако матери девочки, Наталье Никоновой, приснился сон, в котором невероятно красивая, но слепая белая птица прилетела и села ей на грудь. И Матрона осталась жить в родительском доме…
Когда мать, жалея её, говорила маленькой дочке: «Дитя ты мое несчастное!» — та удивлялась: «Я-то несчастная? У тебя Ваня несчастный да Миша» — это старшие братья девочки. Она ещё в детстве почувствовала, что Бог дал ей очень много — гораздо больше, чем другим людям. С другими детьми Матрона практически не играла: они обижали слепую девочку, зато всё время проводила в церкви, с самого детства очень любила церковные службы.
То, что девочка обладает сверхъестественными способностями, поняли и родители. Уже в 8 лет Матрона умела предсказывать будущее и лечить больных. Например, будучи совсем маленькой, она как-то ни с того ни с сего сказала родителям: «Отец Василий умер», имея в виду приходского батюшку, которого все любили и который ещё при крещении Матроны предсказал девочке необычную судьбу. Испуганные родители побежали к дому пожилого священника и, точно — увидели, что он мёртв. Революцию — когда «будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать» — Матрона предсказала ещё в детстве. Так же, как предсказала позже и Великую Отечественную войну — она не знала, с кем будет воевать Советский Союз, но точно знала, что мы победим, а Москва только «немного погорит», но враг в столицу не войдёт.
В 16 лет в «дополнение» к слепоте у Матроны ещё и отнялись ноги. До конца жизни она не могла ни стоять, ни ходить. Но она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест, данный ей от Бога. Оба брата Матроны, Михаил и Иван, вступили в партию, Михаил стал сельским активистом. Понятно, что присутствие в их доме блаженной, которая целыми днями принимала народ, делом и примером учила хранить веру, становилось для братьев невыносимым. И в 1925 году Матрона перебралась в Москву, где прожила, до конца своих дней. Живя у разных людей (кто пустит) в разных местах Москвы, Матрона принимала в день по нескольку десятков посетителей, никому не отказывая в помощи и не требуя за неё никакой платы.
Она исцеляла больных, помогала людям в житейских проблемах, но никогда не занималась тем, что называется народным целительством — не снимала «порчи», «сглазы» и прочее из ассортимента услуг современных «экстрасенсов» и «потомственных ясновидящих». «Что, Матронушка — Бог, что ли? Бог помогает!» — отвечала она на просьбы о помощи. Блаженная Матрона категорически запрещала всем говорить о том, что она совершает чудеса — так же как и все святые, она справедливо считала, что чудеса совершает Бог, а она — лишь проводник Его воли.
Во время и после Великой Отечественной — так же, как и в начале 90-х — в стране появились многочисленные знахари и прорицатели: возник спрос на их услуги, ведь почти у всех погибли близкие, люди потеряли друг друга в водоворотах войны, многие были дезориентированы в жизни. Святая Матрона предостерегала людей от обращения к разного рода колдунам и знахаркам. «Для того, кто вошёл добровольно в союз с силой зла, занялся чародейством, выхода нет. Нельзя обращаться к бабкам, они одно вылечат, а душе повредят», — говорила она.
Блаженная Матрона, хотя ей много было дано Богом, не считала возможным для себя проповедовать и кого-то чему-то учить. Она давала конкретные советы, как поступить в той или иной ситуации, лечила людей силой молитвы, но по всем прочим вопросам отправляла к Священному Писанию, настаивала на необходимости регулярно исповедоваться и причащаться, а главное — молиться.
Святая Матрона не была богословом — она была простым, добрым, «божьим» человеком, но она прекрасно отдавала себе отчёт в том, что христианская вера в практике многих людей часто обретает явные черты язычества — поклонения тому, чему и кому поклоняться вовсе не следует. Она призывала не «бегать по духовникам в поисках старцев и прозорливцев» — которые, конечно, были и есть, однако в этом «беге», считала Матрона, можно потерять правильное направление жизни. А правильное направление — это постоянная работа над собой, ежедневные маленькие шаги навстречу Богу, а вовсе не поиск тех «волшебных» предметов, мест и людей, которые сделают всё это за тебя. Молитва, произнесённая в Иерусалиме, не дойдёт до Бога быстрее, чем обращение к Нему из сибирской деревни. Ни один святой не изменит твою жизнь, если ты не захочешь этого сам.
Блаженная Матрона умерла 2 мая 1952 года (свою смерть, кстати, она тоже предсказала). Святую похоронили на Даниловском кладбище в Москве, а 8 марта 1998-го года её мощи были перенесены в храм Покровского женского монастыря на Таганке. Так же, как и могила, этот монастырь стал местом паломничества людей со всей России. Одновременно вокруг имени блаженной возникла масса нелепых слухов и легенд — например, что перед войной к ней за советом приезжал Сталин; говорят, существует даже псевдоикона «Блаженная Матрона и Иосиф Сталин» — как говорится, это было бы смешно, если бы не было так грустно.
В своей книге «Оккультизм в православии» диакон Андрей Кураев, рассуждая о подобных нездоровых, с духовной точки зрения, явлениях, предостерегает, «чтобы не давать повода воспринимать церковные святыни как «талисманы» и «амулеты», 36-е правило Лаодикийского Собора именно эти «предохранилища» назвало «узами души» для тех, кто их носит. Повинных в этом на Соборе «повелели мы извергати из Церкви». «И зачем же читать Писание и богословские труды, — продолжает дальше диакон Андрей Кураев, — если можно довериться бабушке?! Что нам Академии, если есть приходские пересуды о том, «что говорят старцы»! Зачем личная аскетика, если есть амулеты и талисманы…»
То есть почитать церковные святыни — это одно, а считать их талисманами — совсем другое. Просить у святого помощи и молитвы за вас и ваших близких — можно и нужно, а ждать чуда от иконки Матронушки, купленной в монастыре, без своего искреннего раскаяния и молитвенного обращения к Богу — бессмысленно, если не вредно. Впрочем, одна из величайших подвижниц XX века, святая Матрона Московская, в 2004 году канонизированная как общецерковная святая, здесь совершенно ни при чём…
Тропарь, глас 2-й
Богом умудренную блаженную старицу Матрону, земли Тульския процветение и града Москвы преславное украшение, восхвалим днесь, вернии. Сия бо, света дневнаго не познавши, светом Христовым просветися и даром прозрения и исцеления обогатися. Пресельница же и странница на земли бывши, ныне в чертозех Небесных Престолу Божию предстоит и молится о душах наших.