Ангелы поют
Иконы и фрески

Воскресение Христово
Александр Кузнецов, 1898 г.

Все золотое, все: и люди золотые, и серые сараи золотые, и сад, и крыши, и видная хорошо скворешня, — что принесет на счастье? — и не­бо золотое, и вся земля. И звон немолчный кажется золотым мне тоже, как все вокруг.

И.С. Шмелев
Медиа
Поделиться:

Евангелие от Марка – второе по счёту Новом Завете – самое краткое среди четырёх Евангелий. Но от этого – не менее точное. Просто там отсутствуют многие подробности, понятные в то время лишь современникам Христа. Ведь Марк писал своё Евангелие специально для вчерашних язычников, римлян. Именно с Евангелия от Марка рекомендуется начинать изучение Нового Завета тем, кто совсем незнаком с христианством.

Mark

Евангелист Марк входит в число апостолов от 70-ти – учеников и последователей Христа. Он родился в Иерусалиме. Дом родителей Марка был рядом с Гефсиманским садом. Неизвестно, бывал ли в этом доме, где часто проводились собрания христиан, Сам Христос, но многие апостолы там точно бывали. Как звали отца Марка, неизвестно. Зато церковное Предание сохранило имя его матери, одной из ревностных христианок – Мария. Дядей Марка был святой Варнава – также апостол от 70-ти.

Вполне вероятно, что от рождения Марка звали Иоанн, затем по каким-то причинам он сменил имя. Возможно, дело в том, что Иоанн – имя еврейское, а Марк – латинское. Поэтому иногда этого апостола называют Иоанн-Марк.

Церковное Предание повествует, что в ночь, когда Христа арестовали в Гефсиманском саду, Марк был с Ним. И затем, завернувшись в плащ, следовал за Ним до дверей тюрьмы. А когда стражники схватили апостола, он вырвался и убежал. В момент Крестных страданий Христа, Его Воскресения и Вознесения, Марк был ещё слишком молод, чтобы играть какую-то заметную роль в только что родившейся Церкви. Однако со временем, будучи ближайшим сподвижником первоверховных апостолов Петра и Павла, а также своего дяди Варнавы, он получил огромный духовный опыт, осознал весь смысл прихода Христа и Его Воскресения – и тоже стал нести благую весть разным народам.

Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии (современный Ирак), оттуда апостолы отправились на остров Кипр, который обошли весь с востока на запад. Естественно, апостолы не просто путешествовали: они проповедовали Евангелие, создавали церковные общины, исцеляли людей. После этого трудного путешествия апостол Марк вернулся в Иерусалим, оттуда, уже вместе с апостолом Петром, отправился в Рим, из Рима – в Египет, из Египта – в Антиохию (на территории современной Турции), из Антиохии – опять на Кипр, а оттуда – снова в Египет.

Во время этих странствий было основано множество Церквей. В том числе и в Вавилоне – одном из самых значительных городов того времени (его руины – на территории современного Ирака). Из Вавилона апостол Пётр направил послание христианам Малой Азии, в котором с любовью отозвался о своём духовном сыне. «Марк, сын мой», – назвал своего сподвижника первоверховный апостол.

Mark

Надо понимать, что пути апостолов были сложны и разнообразны. Проповедуя Евангелие, неся весть о Воскресшем Христе – они старались охватить как можно больше стран и народов. Поэтому их пути то сходились, то расходились, они встречались в каких-то городах и снова расставались, путешествуя и поодиночке, и группами.

Известие о том, что апостол Пётр арестован и находится в тюрьме в Риме, застало апостола Марка в Эфесе (современная Турция). Вместе со святителем Тимофеем, эфесским епископом, он немедленно отправился в Рим. Там апостол Марк навещал апостола и подолгу беседовал с ним – очевидно, была в тогдашних тюрьмах такая возможность. И не просто беседовал: Марк записывал всё сказанное апостолом Петром.

Именно из этих записей позже и родилось Евангелие от Марка. Оно было написано примерно в 62-м–63-х годах – либо в Риме, либо в Александрии, куда позже вернулся апостол Марк. Исследователи отмечают важную особенность Евангелия от Марка: оно написано для христиан из язычников, а не из иудеев (каковыми были большинство апостолов). Поэтому главное внимание в этом Евангелии уделяется словам и делам Христа, которыми Он наглядно демонстрирует, что является не только Человеком, но и Богом.

То есть для Марка важно было как можно нагляднее и проще, не ссылаясь на пророчества Ветхого Завета, который был попросту незнаком язычникам, донести до новых христиан основную суть Христовой веры. И с этой задачей он справился блестяще. Поэтому на иконах апостол Марк часто изображается со львом – символом могущества Христа. И поэтому же, кстати, именно с Евангелия от Марка рекомендуется начинать изучение Нового Завета людям, незнакомым с христианством.

Вернувшись в египетскую Александрию, апостол Марк основал там одно из первых на земле, а возможно, и первое христианское учебное заведение, училище. Впоследствии из его стен вышли такие знаменитые учителя Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий, Григорий Чудотворец и многие другие.

В Александрии апостол жил в доме сапожника Анании, которому, по преданию, исцелил больную руку. Вся семья сапожника и его соседи любили апостола Марка. «Он достиг такого дерзновения к Богу, что и самая тень его исцеляла больных», – писал об апостоле святитель Димитрий Ростовский. Со временем очень многие люди в этой части Александрии приняли Христову веру.

Это очень не нравилось язычникам, которых в городе было большинство. Они ненавидели апостола и в один из дней напали на него, избили и заточили в тюрьму. Незадолго до этого святой апостол, предчувствуя свой близкий конец, поставил Ананию александрийским епископом. Будучи уверенным, что теперь созданная им Церковь в надёжных руках, апостол в тюрьме молился Богу, прося помощи пока ещё немногочисленным александрийским христианам. На следующий день должен был состояться суд над апостолом. Однако, когда толпа вела его к судье, святой Марк умер, произнеся лишь: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой». Это произошло 4 апреля 63 года.

Христиане похоронили тело Христова апостола в каменной гробнице. В 310 году над этой гробницей был построен храм. Когда Египет захватили арабы, исповедующие ислам, над гробницей апостола Марка нависла угроза разорения. Поэтому бывшие в Александрии венецианские купцы в 828 году фактически выкрали его останки и перевезли их в Венецию. В 832 году там был построен собор Святого Марка – одно из красивейших зданий мира, сохранившееся и по сей день. С тех пор святой Марк стал небесным покровителем Венеции, а символом города – крылатый лев.

В России святой Марк не так известен, как многие другие святые апостолы. Тем не менее с днём его памяти связываются народные традиции. Например, 8 мая по народному календарю – день Марка-ключника. Считается, что святой Марк «открывает» дорогу дождям, которые крайне необходимы в это время для хорошего урожая. А ещё после дня памяти апостола Марка в весеннем небе появляется радуга.

Cобор Cвятого Марка в Венеции

San_marco

Собор на протяжении нескольких столетий непрерывно достраивался и украшался. После разграбления Константинополя во время четвёртого Крестового похода в храм попало множество древних реликвий. Собор Святого Марка уникален тем, что является одним из немногочисленных памятников византийской архитектуры на территории Центральной Европы. Он был возведён по образцу константинопольского храма Святых Апостолов. Создание мозаичного убранства собора продолжалось более двухсот лет.

Евангелие от Марка

Евангелие от Марка, вероятнее всего, было написано в Риме в 60-х годах I века. Марк записал своё повествование со слов очевидца – апостола Петра. В этом Евангелии подробно описан путь Христа и Его учеников по Галилее из Кесарии Филипповой в Иерусалим. Заключительная часть этого Евангелия посвящена событиям, происходившим в Страстную неделю, – в те восемь дней, которые отделяли торжественный вход Господа в Иерусалим от Его Воскресения.

Христианская символика

Mark/lev

Четыре символа евангелистов восходят к древней традиции так называемого тетраморфа (греч. τετραμορφος – четырёхвидный). В виде тетраморфов в разных культурах издревле изображались, например, четыре стихии, четыре стороны света, четыре времени года.

В христианской символике каждый из четырёх евангелистов наделён собственным символом, имеющим определённое толкование. Символ евангелиста Матфея – ангел, воплощение Христа и Его человеческая природа. Символ Иоанна – орёл, дар Святого Духа над Церковью, а также Вознесение Господне. Евангелиста Луку символизирует крылатый бык – священнодейственное и священническое достоинство Христа, а также Его крестная жертва во имя рода человеческого. И, наконец, символом Марка считается крылатый лев – действенность, господство и царская власть Христа-Царя, а также Его Воскресение из мёртвых.

Тропарь, глас 3-й

Апостол святой и Евангелист Марк, умоли милостивого Бога, да согрешений прощение подаст Он душам нашим.

Пасха.ру

 

Оставить комментарий на статью

Ваше имя:
Ваш E-mail:
* Комментарий:
* Введите число на картинке:
* - поля, необходимые для заполнения

О сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика