Самые важные, самые правильные и красивые слова, написанные когда-либо на бумаге, — «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Это начало Евангелия, автором которого был апостол Иоанн, именно за эти строки названный Богословом.
Путь апостола Иоанна с Христом начался так же, как путь многих других апостолов: он был рыбаком и жил на берегу Генисаретского озера. Как апостол Андрей пошёл за Христом вместе с братом Петром, так и Иоанн последовал за Ним вместе со своим братом — апостолом Иаковом. Иоанн был не только младшим братом Иакова, но и вообще самым младшим из двенадцати апостолов — в момент встречи с Христом ему было не больше 20-ти лет.
Братья Иаков и Иоанн в Евангелиях именуются сыновьями Зеведеевыми — по имени их отца Зеведея. А мать апостолов, Саломия, всюду сопровождала Спасителя и всячески Ему помогала. Евангелист Марк пишет, что Иисус называл братьев Воанергес («сыновья грома») — за энергичный характер. Христос иногда даже вынужден был сдерживать их порывы. Вот как евангелист Лука описывает один из разговоров Иоанна со Спасителем: «…Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас» (Лк. 9, 49-50).
Для Иоанна не существовало компромиссов. Его открытая и чистая душа настолько глубоко приняла учение Христа, что он делил мир только на чёрное и белое, без полутонов: или ты с Христом — или против, или ты за добро — или со злом. И наоборот: чем сильнее он любил Христа, тем сильнее ненавидел антихриста; чем больше любил истину, тем больше ненавидел ложь. «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына», — пишет апостол Иоанн в своём Первом Соборном Послании (1Ин. 2,22).
Горячность Иоанна проявлялась только тогда, когда речь шла о защите Христа и Его учения, в остальном — как описывают другие евангелисты — апостол был сдержан и даже кроток. Его усилия были направлены не на окружающий мир, а на самосовершенствование, он во всём пытался дойти до сути. Апостол Иоанн, в отличие от своего друга апостола Петра, был, скорее, созерцателем, а не деятелем.
Все его мысли, слова и поступки были пронизаны какой-то невероятной любовью к Богу, к окружающему миру, к людям. Таких людей называют светлыми. Не случайно слово «свет» очень часто встречается в Евангелии от Иоанна. И ещё святого Иоанна называют апостолом любви. «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь», — это слова апостола Иоанна из Первого Соборного Послания (1Ин. 4,7).
Разговоры о том, кого из Своих двенадцати ближайших учеников Иисус любил больше, бессмысленны. Но очевидно, что к Иоанну Он относился по-особому. Только троих — Петра, Иакова и Иоанна — Иисус сделал свидетелями Своего Преображения во время молитвы на горе Фавор, когда Он продемонстрировал ученикам не только человеческую, но и Божественную Свою сущность, — отсюда, кстати, пошло слово «фавориты».
И только эти три апостола были рядом с Христом во время Его молитвы в Гефсиманском саду — последней перед арестом. Иоанн был единственным из апостолов, кто находился рядом с Христом на Голгофе в момент Его распятия на Кресте. И, принимая нечеловеческие муки, в самые последние минуты земной жизни Иисус доверил апостолу Иоанну заботиться о самом дорогом человеке — Своей Матери.
«…Увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 26-27). Апостол Иоанн с честью выполнил просьбу своего Учителя: он был с Девой Марией до самых последних Её дней. А после успения Богородицы проповедовал в Эфесе, где какое-то время находился вместе с Ней, и других городах Малой Азии. Это территория современной Турции.
Города Эфес уже не существует, а его развалины находятся рядом с небольшим турецким городом Сельчук. Апостол Иоанн неустанно нёс слово Божие, совершал чудеса исцеления и спасения людей. Он обратил в христианство многие тысячи язычников. Но во времена очередного гонения на христиан, начатого императором Нероном, апостол Иоанн был арестован и в цепях привезён в Рим. Его судили и за исповедание веры в Христа приговорили к смерти.
Но затем смертную казнь заменили ссылкой на Патмос — маленький, площадью всего около 35 квадратных километров, греческий остров в Эгейском море. Именно на Патмосе, примерно в 67-м году нашей эры, в одной из пещер апостол Иоанн получил от Бога Откровение (или, по-гречески, Апокалипсис), записанное его учеником Прохором.
В Апокалипсисе описана судьба христианской Церкви и человечества. Рядом с пещерой, в которой апостол получил Откровение, уже почти тысячу лет существует монастырь Иоанна Богослова, а в самой пещере устроен храм. Интересно, что с 1770 по 1774 годы на острове Патмос располагалась база русского военного флота — кинжал адмирала Алексея Орлова до сих пор хранится в монастырском музее. С того ли времени или гораздо раньше имя Иоанн — по-русски Иван — стало одним из самых популярных мужских имён в России.
Проведя долгие годы в ссылке и обратив в христианство почти всех жителей острова, апостол Иоанн вернулся в Эфес, где снова проповедовал, а главное — писал Евангелие. Евангелие от Иоанна было написано примерно между 85-м и 95-м годами нашей эры. Апостол Иоанн, единственный из двенадцати апостолов, умер естественной, а не мученической смертью в глубокой старости. По преданию, в момент кончины ему было не меньше 90 лет. Его могила, выкопанная по просьбе самого апостола в виде креста, находится в Эфесе.
Тропарь, глас 2-й
Апостоле Христу Богу возлюбленне, ускори избавити люди безответны, приемлет тя припадающа, иже падша на перси приемый: Егоже моли, Богослове, и належащую мглу языков разгнати, прося нам мира и велия милости.
Пасха.ру