Ангелы поют
Иконы и фрески

Уверение Фомы
Дионисий и мастерская. 1500 г.

Так безконечно хорошо, когда запели 9-ю последнюю песнь. Дальше, я знаю, будет тоже хорошо, но затем все-таки опять пойдут, громыхая, трамваи, будут приезжать визитеры в мундирах и с орденами, — все уже будет не то.

С.И. Фудель
Медиа
Поделиться:

Полоцкая княжна Предслава была невероятно красива. Это говорили все, кто хотя бы раз видел ее. А те, кому посчастливилось с ней беседовать, отмечали еще и удивительный ум девушки. И только самые близкие знали, что еще в детстве она решила посвятить себя Богу. Евфросиния Полоцкая жила примерно через 100 лет после Крещения Руси князем Владимиром, который, к слову сказать, был ее предком.

Evfrosiniya

Имя Евфросиния ей дали при крещении, а при рождении княжну назвали языческим славянским именем Предслава. Отец Евфросинии, князь Георгий, был одним из сыновей знаменитого и грозного Всеслава Полоцкого. Поскольку он был младшим сыном, никакого удела в качестве наследства не получил и жил в Полоцке при своем старшем брате, князе Борисе Всеславиче. Невероятная красота и ум полоцкой княжны позволяли ей выбрать любого из сватавшихся к ней соседних князей. В дополнение к своим многочисленным достоинствам Евфросиния была еще и грамотна, что было для женщины в те времена явлением не уникальным, но крайне редким.

Однако Евфросиния выбрала другой путь – пошла за Христом. Совсем юной она пришла в монастырь и попросила постричь ее в монахини. Настоятельница, имени которой история не сохранила, усомнилась: стоит ли такой юной, красивой и хорошо образованной девушке, к тому же княжне, брать на себя этот огромный и сложный труд – быть монахиней. Кроме того, мог разгневаться отец Евфросинии – вполне вероятно, что у него были относительно дочери другие планы.

Однако, видя искреннюю веру девушки и ее твердую уверенность в правильности выбранного пути, игуменья пригласила священника, который и совершил монашеский постриг. Какое-то время Евфросиния прожила в монастыре, но потом попросилась в полоцкий Софийский собор. Такая практика, когда монахи или монахини жили при храмах, еще сохранялась в то время. Возможно, это было подражанием Деве Марии, Которая с детства жила при Иерусалимском Храме.

Кроме того, Евфросинию привлекала богатая библиотека Софийского собора, а читать она очень любила. «И оттоле паче подвижнеиши нача быти, собирающи мысли благия в сердцы своем, яко пчела сот», – писал в Житии преподобной древний автор. Тогда еще не было типографий, книги переписывались вручную. Поэтому Евфросиния придумала для себя занятие: переписывать книги из библиотеки. Таким образом она решила сразу три задачи: сама постигала книжную мудрость, распространяла ее благодаря переписанным книгам, а деньги, полученные за эту работу, все до копейки шли нуждающимся.

Евфросинию знали и любили жители не только Полоцка, но и других городов, входивших в княжество – Витебска, Минска и т.д. Простые люди любили Евфросинию за доброту, мудрость и красоту, духовные власти ценили за искреннюю веру и праведную жизнь. Через какое-то время, когда Евфросиния набралась опыта, тогдашний полоцкий епископ Илия предложил ей создать собственную обитель в селе, которое так и называлось Сельцо и располагалось рядом с Полоцком. Против этого не возражали ни отец Евфросинии, ни дядя, полоцкий князь Борис. Они, так же, как другие знатные люди княжества, присутствовали при торжественном благословении епископом Евфросинии на это непростое, но благодарное дело основания монастыря. Это произошло в 1125 году. Этот год и считается временем основания одного из самых древних православных монастырей – Спасо- Евфросиниевской женской обители.

Evfrosiniya

В Сельцо Евфросиния взяла с собой то единственно ценное, что у нее было – книги. Обитель постепенно росла, становилась все более многолюдной. Через какое-то время в монахини там постриглась сестра Евфросинии – Городислава, получившая имя Евдокия, и двоюродная сестра – Звенислава, названная Евпраксией. Евфросиния считала, что духовная жизнь во многом зависит от уровня образованности человека, от того, какие книги он читает и какую мудрость может извлечь из них. Поэтому сначала своих сестер, а потом и других монахинь она стала обучать грамоте. Со временем в обители образовалась женская школа. Речь, напомним, идёт о начале XII века: грамотность тогда была, скорее, исключением, а не правилом, особенно если дело касалось простых, незнатных людей не только в Древней Руси, но и в других европейских странах. А образованных женщин, вообще, можно было сосчитать по пальцам. Тем не менее бывшая княжна, «собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им ремеслам, да от юности навыкнут разумети закон Божий и трудолюбие».

К Богу можно прийти разными путями. Евфросиния вела своих духовных сестёр самым верным и надежным путем: через разум и чувство одновременно. Пожалуй, впервые в истории русского монашества в основанном ею монастыре молитва и монашеский аскетизм сочетались с образованием. Позже многие из монастырей – та же Оптина Пустынь – станут центрами не только духовной, но и интеллектуальной жизни страны.

В древние же века, особенно в женских монастырях, такая постановка вопроса была, прямо скажем, необычной. Любовь и уважение современников Евфросиния Полоцкая снискала и благодаря своим, как сейчас говорят, миротворческим усилиям. Тогда распри между соседними княжествами были обычным делом (как, впрочем, и сейчас). Преподобная, как могла, мирила князей с князьями, бояр с боярами, простых людей – с простыми людьми.

В самом конце жизни она совершила последнее, и возможно, единственное путешествие – паломничество в Иерусалим. Но Евфросиния стремилась попасть на Святую Землю всю жизнь, она хотела поклониться Святым местам и прикоснуться к Чуду. В Иерусалиме святая Евфросиния заболела и почувствовала свою близкую кончину. Вряд ли она этому огорчилась: встреча там, на Небесах, с Христом, Которому она посвятила всю свою жизнь, для нее, несомненно, была куда важнее, чем земные заботы. Бывшие в паломничестве вместе с преподобной ее брат Давид и двоюродная сестра Евпраксия рассказали позже, что Евфросиния 24 дня провела в болезни в монастыре и непрестанно молилась: «Приими дух мой от мене во святом граде Твоём Иерусалиме и пресели мя в вышний град Твой Иерусалим».

5 июня 1173 года душа святой Евфросинии Полоцкой покинула земной Иерусалим, откуда, говорят, до Неба чуть-чуть ближе. Впрочем, таким людям, как она, до Неба одинаково близко отовсюду. Неслучайно их называют преподобными – то есть подобными Христу. Там же, на Святой Земле, святую Евфросинию и похоронили – в Феодосиевом Богородицком монастыре близ Лавры преподобного Саввы Освященного. Впоследствии ее мощи были перенесены в Киево- Печерскую Лавру и уже оттуда – в основанный преподобной Спасо-Евфросиниевский монастырь в городе Полоцке, где они покоятся и теперь.

Преподобная Евфросиния Полоцкая наряду с Кириллом Туровским – одна из самых почитаемых в Белоруссии святых. Имя святой носят улицы в Полоцке и Минске, в этих городах установлены памятники преподобной. Ее считают защитницей и покровительницей женского монашества, неслучайно икона святой Евфросинии есть практически в каждом православном женском монастыре.

СПАСО-ЕВФРОСИНИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Evfrosiniya_monastyr

Один из древнейших православных монастырей неоднократно перестраивался и разорялся, переходил вместе с землей то к православным, то к католикам, но теперь обитель вновь возрождена так, как и задумывала ее преподобная Евфросиния Полоцкая. Самое замечательное строение Спасо-Евфросиниевского монастыря – Спасо-Преображенский собор.

К счастью, хотя и в перестроенном виде, он сохранился до наших дней. Этот собор – одно из величайших достижений древнерусской архитектуры. Зодчим Спасо-Преображенского собора был мастер по имени Иван (фамилий тогда не было, а прозвища зодчего история не сохранила), который, по словам Жития, сам пришел к преподобной Евфросинии, когда у него возникла идея такого храма. Строительство храма продолжалось 30 недель и завершилось в 1161 г.

Монументальное, мощное здание с единственным куполом устремлено ввысь, к Небу, к Богу. Этого эффекта древний зодчий добился с помощью нескольких приемов – столпов (колонн) по периметру храма, стрельчатых окон верхнего яруса и т.д. Этот стиль, придуманный зодчим, получил название «русская готика» и последующие сто с лишним лет был доминирующим в Древней Руси архитектурным стилем.

КРЕСТ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ

krestE

Для нового храма преподобная Евфросиния заказала полоцкому мастеру-ювелиру Лазарю Богше напрестольный крест. Крест имел чуть больше полуметра в высоту и был шестиконечным, как тогда было принято в Византии. На деревянной основе была укреплена 21 золотая пластина с эмалевыми изображениями св. Георгия (покровителя отца преподобной), св. Евфросинии (покровительницы самой Евфросинии), святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, великомученика и целителя Пантелеимона и других святых, частицы мощей которых содержались внутри специальных ниш. В середине креста был укреплен малый крест – с частицей Древа от Креста, на котором был распят Христос. Крест, заказанный Евфросинией, украшали драгоценные камни и жемчуг.

Крест Евфросинии Полоцкой за свою долгую историю не раз переходил из рук в руки – его захватывали как наши соотечественники из других княжеств, так и католики, в чьи руки периодически попадало Полоцкое княжество, а впоследствии Белая Русь. Но всегда главная святыня белорусского народа возвращалась на родину. Например, известен случай, когда, идя в поход на Полоцкое княжество, царь и Московский князь Иван Грозный взял крест, находившийся тогда в Москве, с собой. И дал обет: если завоюет западных соседей, вернет святыню, к которой он относился с величайшим трепетом. Ивану Грозному удалось взять Полоцк, и он сдержал обещание, вернул крест в монастырь, для которого тот и был изготовлен.

Крест Евфросинии Полоцкой был утрачен совсем недавно – во время Великой Отечественной войны. Где он сейчас, не знает никто. В 90-х годах прошлого века крест был воссоздан современными ювелирами, он хранится сейчас в Спасо-Евфросиниевском монастыре. Но православные христиане Белоруссии – а вместе с ними и все мы – надеются, что и оригинал главной святыни белорусского народа снова вернется на родину. Как это всегда и происходило.

Тропарь

Подражающи дванадесятолетна дванадесятолетну Христу, учившему во святилищи Божию слову, последовала еси, Евфросиние. Славу временную и земнаго обручника оставльши и вся мирская презревши, краснейшему паче всех Христу себе уневестила еси, крест вземши, путем ангельскаго жития шествующи и многия к Нему наставляющи, во благоухании мира в Небесный Чертог востекла еси, идеже моли, Егоже возлюбила еси, о чтущих благочестно память твою.

 

Пасха.ру

Оставить комментарий на статью

Ваше имя:
Ваш E-mail:
* Комментарий:
* Введите число на картинке:
* - поля, необходимые для заполнения

О сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика