Утром проснулся я, и первое, еще не осознанное впечатление большой — нет! — огромной радости, которой как будто бы пронизан весь свет: люди, звери, вещи, небо и земля.
Настоящим христианином быть непросто даже тогда, когда все вокруг христиане. А княгиня Ольга была христианкой за два поколения до Крещения Руси. Князь Игорь, ее муж, относился к христианству как к религии слабых и презирал христиан. Конечно, Ольга почитала мужа – он был главой государства и главой семьи. Но она знала, что Царь мира главнее супруга, что есть Истина несравнимо выше той, что считали истиной окружающие ее язычники. История все расставила по своим местам.
Княгиня Ольга родилась недалеко от Пскова, в незнатной семье, приблизительно в 890 году. Современные ученые считают, что она была варяжского, то есть скандинавского, происхождения: имя Ольга (или Хельга) – древнескандинавское. Некоторые источники утверждают, что Ольга была дочерью князя Олега (в «Повести временных лет» говорится о нем как о Вещем Олеге). Он правил Киевской Русью, потому что был опекуном малолетнего князя Игоря, сына Рюрика. А Рюрик, как мы знаем, – основатель княжеской, а затем царской династии.
Династия Рюриковичей прервалась в 1598 году, когда скончался царь Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного. Согласно «Повести временных лет» – самой древней и полной из дошедших до нас летописей – в 903 году князь Олег обручил Игоря Рюриковича и Ольгу.
Князь Игорь стал самостоятельно править Киевской Русью с 912 года. На протяжении 33-х лет Ольга активно помогала мужу. Но в 945 году Игоря убили древляне – восточнославянское племя, обитавшее между Днепром и Припятью, в Полесье. Игорь обложил их непомерной данью. В то время сыну князя Игоря и Ольги Святославу было 3 года. Поэтому страной стала править княгиня Ольга.
Княжеская дружина (а это была главная сила в государстве) признала ее законной наследницей и подчинилась новой правительнице. Вполне возможно, что дружинники прониклись к Ольге еще большим уважением тогда, когда она хладнокровно и последовательно отомстила древлянам за смерть любимого мужа.
Древляне, пытавшиеся помириться с могучим соседом, два раза присылали послов. Ольга дважды приказала послов убить, а потом отправила войско в Полесье. В результате тысячи древлян были истреблены, а их столица, Искоростень, сожжена. Такие тогда были времена…
Отомстив убийцам мужа, Ольга стала приводить в порядок государственные дела. К слову сказать, когда ее сын Святослав достиг совершеннолетия, Ольга оставалась фактическим руководителем государства. Потому что князь, как и его отец, почти не слезал с седла: в то время конфликты между государствами никогда не решались мирным путем. Решение провести налоговую реформу было одним из проявлений ее незаурядного ума: Ольга стремилась укрепить свою, то есть государственную власть и ослабить влияние местных князей.
В 947 году она отправилась в новгородские и псковские земли. Для этих земель, находившихся под властью Киева, княгиня установила четкие размеры дани – урок. Отныне за уроком, который нужно было сдавать в государственную казну, князь со своей дружиной должен был приезжать на погост – большое село, куда из окрестных сел свозилась дань. Таким образом, погосты (от слова гость, гостить) – становились центрами государственной власти.
Во времена правления Ольги было положено начало строительству зданий из камня. Причем, она заботилась о благоустройстве не только столичного города Киева, но и других российских земель. Например, Псков расцвел именно при Ольге: в городе был выстроен Троицкий собор (сегодня его называют Ольгиным храмом). Псковичи почитают княгиню как основательницу города.
Но главным событием в жизни княгини (и, как следствие, всего российского государства) стала ее поездка в 955 году в Константинополь, столицу Византийской империи и всего православного мира. Есть такое выражение – легло на душу. Вот так Ольге легла на душу красота православных храмов и богослужений. Но за внешней красотой она стремилась разглядеть суть веры. Поэтому княгиня подолгу беседовала с константинопольскими священниками и архиереями. И, судя по всему, ей открылся истинный смысл христианства: в эту поездку Ольга приняла святое Крещение с именем Елена – в память о равноапостольной царице Елене, матери императора Константина Великого, который был первым монархом, принявшим христианство.
Княгиню Ольгу крестили сам император Константин VII Багрянородный и Константинопольский Патриарх Феофилакт. Нестор Летописец в «Повести временных лет» сообщает и такую подробность: византийский император, пораженный красотой и умом русской княгини, захотел на ней жениться – он знал, что его гостья вдова. Но Ольгу не прельщала роль супруги византийского императора, и она перехитрила Константина. До своего крещения она сказала ему: как же христианин может предлагать руку и сердце язычнице? А после крещения спросила: как же крестный отец может жениться на крестной дочери? Это, действительно, строго-настрого запрещено православной традицией.
Константин в очередной раз оценил ум русской княгини и с миром отпустил ее домой, одарив богатыми подарками. Как позже напишет летописец, «была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи».
По возвращении в Киев Ольга попыталась приобщить к истинной вере своего сына, князя Святослава . Но тот, как рассказывает «Повесть временных лет», «и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем». Сейчас это сложно себе представить, но в те далекие времена наши предки считали христианство чем-то… недостойным, говорили о нем как о религии слабых. Ведь Христос учил невероятным для тех воинственных и жестоких времен ве- щам – любить ближнего и не только не убивать его, но даже и не осуждать. Культу силы Христос противопоставлял культ любви.
Не станем и мы осуждать Святослава. Христианство – самая сложная на Земле религия. Видимо, он просто был не готов к ее по- ниманию. Возможно, именно поэтому христианство в те годы не укоренилось в Киевской Руси, хотя императором Священной Римской Империи Оттоном I Великим был даже назначен и послан в Киев с миссией епископ. Но его миссия закончилась ничем: Ольга как была, так и оставалась единственной известной христианкой в государстве. «Известной» потому, что в Киеве, скорее всего, были другие, неизвестные нам, христиане. В некоторых источниках есть даже упоминание о храме Илии Пророка, уже существовавшем в то время – но мы о нем, к сожалению, ничего не знаем.
Сменилось еще поколение, и внук княгини Ольги, равноапостольный князь Владимир, сделал окончательный и бесповоротный выбор, крестив Русь. Можно не сомневаться, что княгиня Ольга , воспитывавшая внука, сделала для этого все возможное.
Первая русская святая скончалась 11 июля 969 года и была похоронена по христианскому обряду. И уже во времена правления князя Владимира ее стали почитать святой, официальная же канонизация в лике равноапостольной произошла в 1547 году.
К слову сказать, к лику равноапостольных, то есть равных апостолам по важности сделанного для нашей веры, за всю христианскую историю причислено всего шесть женщин. Помимо Ольги, это Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия Колосская, царица Елена и просветительница Грузии Нина.
В России, в частности в Пскове и на Украине, особенно в Киеве, свято чтут память княгини Ольги. Ее именем названы Ольгинские улицы и набережные, в этих городах есть замечательные памятники равноапостольной княгине. А на другом конце нашей страны, на Дальнем Востоке, в Японском море, есть залив Святой Ольги.
Свято-Троицкий собор
Свято-Троицкий собор входит в архитектурный ансамбль Псковского Крома (кремля). Самый первый, еще деревянный храм, был построен в X веке по распоряжению княгини Ольги. Согласно летописи, когда она стояла на берегу реки, ей явилось видение в виде трех лучей, сходящихся там, где надлежало быть храму. Именно поэтому его решили посвятить Живоначальной Троице.
В первой половине XII века храм был уничтожен пожаром. Вскоре на том же месте было заложено основание нового, теперь уже каменного храма. В древние времена перед Троицким собором находилась вечевая площадь – центр общественной жизни Пскова.
В этом храме святой благоверный князь Александр Невский молился о даровании ему победы в битве с рыцарями Тевтонского ордена (Ледовом побоище). Его брат Ярослав, в будущем великий князь Владимирский, и княживший в Пскове литовец Довмонт, крещенный в православии Тимофеем, тоже не раз возносили молитвы в Троицком соборе. Здесь же погребен легендарный юродивый Никола Салос, который в 1570 году спас город от карательного похода, усовестив самого Ивана Грозного.
В 1935 году в Свято-Троицком соборе открыли антирелигиозный музей. Собор возобновил богослужение во время немецкой оккупации 1941–1944 годов, и с тех пор оно не прекращалось.
Тропарь, глас 1-й
Крилами богоразумия вперивши твой ум, возлетела еси превыше видимая твари, взыскавшее Бога Творца всяческих, и Того обретши, паки рождение крещением приняла еси: древа животнаго наслаждающися, нетленна вовеки пребываеши, Ольго приснославная.
Пасха.ру
Оставить комментарий на статьюО сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования