Немногим предстоятелям Церкви Господь приготовил такую судьбу: стать первым Патриархом, не быть сломленным в Смутное время и нести слово Божие даже тогда, когда никто не хотел его слышать.
Будущий Патриарх родился примерно в 1525 году в городе Старица (сейчас это Тверская область) в семье посадских людей – было такое небогатое сословие в феодальной Руси. При рождении мальчику дали имя Иван. Там же, в Старице, в Успенском монастыре, он принял постриг с именем Иов – в честь святого Иова Многострадального. Это произошло довольно рано – юноше было 16 или 17 лет.
В монастыре, как повествует житие Иова, он был «воспитан и грамоте, всему благочинию и страху Божию добре обучен». Монах Иов был трудолюбив, прилежен, а главное – очень умён и рассудителен. Поэтому не случайно в 1566 году братия выбрала его игуменом монастыря, и не случайно в 1571 году его заметил и пригласил в Москву, в Симонов монастырь, царь Иоанн Грозный.
А в 1575 году Иов был назначен архимандритом другого московского монастыря – Новоспасского. Кстати сказать, оба монастыря – и Симонов, и Новоспасский – сохранились до наших дней. В 1581 году Иов был назначен епископом Коломенским, в 1586 – архиепископом Ростовским. Везде, где бы ни служил святой, он был очень любим народом за простоту и доброту, за неустанную работу и непоколебимую веру.
Однако главный период в жизни и самого Иова, и нашей Церкви начался позже. После смерти царя Иоанна Грозного трон занял его сын Фёдор Иоаннович – полная противоположность отцу. Ближайшим сподвижником Фёдора Иоанновича, фактически премьер-министром страны, был Борис Годунов – человек умный и энергичный. Этот союз вдохнул в Русское государство новую жизнь: были забыты опричнина и другие ужасы времён Ивана Грозного, зато активно осваивались завоёванные при нём территории, Русское государство укреплялось и развивалось.
При Фёдоре Иоанновиче на окраинах Руси были построены города-крепости: Воронеж, Самара, Царицын (нынешний Волгоград), Саратов, Белгород, Томск. Началось освоение опустевших за времена татаро-монгольского ига территорий на юге Руси – тех, которые мы сейчас называем Черноземьем. Для защиты от Польши была построена Смоленская крепостная стена – самое грандиозное архитектурное сооружение допетровской Руси.
Именно при Фёдоре Иоанновиче и благодаря поддержке Бориса Годунова в 1586 году Иов был возведён в митрополиты Московские. Однако становившемуся всё более сильным и крепким Русскому государству необходимо было укреплять и собственную Церковь. Поэтому в 1589 году, впервые в истории, на Руси был введён институт патриаршества: Русская Церковь стала самостоятельной. Причём произошло это мирным путём, при участии Константинопольского патриарха Иеремии II.
Первым Святейшим Патриархом царствующего града Москвы и всего царства российского стал Иов. Патриарху предстояло много дел – помимо того, что он участвовал в государственных делах. Необходимо было нести свет Христова учения народам Сибири, присоединённой как раз в это время, строить монастыри и храмы в Поволжье – как для местных народов, так и для переселяемых туда русских, осуществлять патриаршее служение и на исконных землях Руси.
В то время в Москве был основан ныне знаменитый Донской монастырь. На время патриаршества Иова пришлось и событие, потрясшее всю Русь: гибель в Угличе царевича Дмитрия, самого младшего брата царя Фёдора Иоанновича, единственного наследника престола. Молва приписывала убийство мальчика Борису Годунову, которому смерть царевича была объективно выгодна.
Однако Патриарх Иов не верил в виновность Годунова, да и историки до сих пор не нашли никаких доказательств причастности Бориса к этому преступлению.
Царь Фёдор Иоаннович умер 7 января 1598 года. На нём московская линия династии Рюриковичей прервалась. И на царство был избран Борис Годунов – первый русский царь не Рюрикович. Однако, будучи отличным премьер-министром, он не стал хорошим царём. Во-первых, чувствуя шаткость своего положения (всё-таки не царской фамилии) и возможность мятежа, Борис Годунов становился всё более и более мнительным – почти как царь Иван Грозный. По малейшему подозрению возможных его конкурентов убивали и сажали в тюрьмы. Во-вторых, два года подряд – с 1601-го по 1603-й – в России выдались неурожайными, и в стране начался страшный голод. Борис пытался с ним справиться, раздавая голодающим деньги из царской казны и распродавая продовольственные запасы, но эти меры не спасли царя. По стране прокатились бунты, в том числе вооружённые: в народе считали, что Борис Годунов дан России в наказание за грехи.
Эти настроения поддерживали многие из бояр, пытавшиеся усилить свою роль в стране, ограничив царскую власть. Прошёл слух, что единственный законный наследник, царевич Дмитрий – жив. Этой ситуацией воспользовались враги. Осенью 1604 года на Москву, чтобы захватить власть, с отрядами поляков и казаков двинулся якобы живой сын Ивана Грозного царевич Дмитрий. Позже он был назван Лжедмитрием I (потому что было ещё два Лжедмитрия). Первую атаку неприятеля отразить удалось, однако ситуацию осложнила внезапная смерть Бориса Годунова 13 апреля 1605 года. На трон был посажен его сын Фёдор – человек чрезвычайно умный и образованный. Однако Лжедмитрий I всё-таки взял Москву, провозгласил себя царём, а Фёдора и его мать – убили.
В России наступило Смутное время. Смутным оно называется не только потому, что в стране возникло безвластие, но и потому, что людей убивали, грабили, повсюду творились различные бесчинства – и никто не мог этому противостоять. Патриарх Иов, как мог, сопротивлялся смуте. Он призывал русских людей остановиться, одуматься, не принимать участия в беспорядках и беззакониях, не признавать очевидно незаконную, неправедную власть. Лжедмитрия и его сторонников, «которые государю изменили, а тому вору и богоотступнику последуют и именуют его князем Дмитрием», Патриарх предал анафеме, то есть отлучил от Церкви. Ведь он знал, что задачей польско-литовских захватчиков, поставивших на трон Лжедмитрия, было разграбление русских земель, подчинение Русского государства, а главное – уничтожение Русской Церкви, передача её под власть католиков.
Однако Патриарх Иов оказался в меньшинстве. Многие бояре и представители духовенства присягнули на верность лжецарю, стали предателями, они уговаривали Патриарха поступить так же. Да что там говорить – даже мать убитого царевича Дмитрия, инокиня Марфа, из страха и путём уговоров признала Лжедмитрия своим сыном. И только Патриарх Иов был непреклонен. Россия, Церковь и русский народ ему были несравнимо дороже собственного благополучия.
После убийства недолго правившего Фёдора Годунова разъярённая толпа – между прочим, никакие не поляки и не литовцы, а взбунтовавшиеся москвичи –ворвалась в Успенский собор Московского Кремля, где Патриарх Иов служил литургию. В это время святитель, став на колени перед чудотворной Владимирской иконой Богоматери, молился со слезами: «О, Пречистая Владычица Богородица! Сия панагия и сан святительский возложены на меня, недостойного, в Твоём храме, у Твоего чудотворного Образа. И я, грешный, 19 лет правил слово истины, хранил целость Православия; ныне же, по грехам нашим, как видим, на Православную веру наступает еретическая. Молим тебя, Пречистая, спаси и утверди молитвами Твоими Православие!»
Бунтовщики и предатели, набросившись на Патриарха, избили его, сорвали патриаршее облачение и вытащили на Лобное место. Каким-то чудом Патриарх остался жив – он был сослан в свой родной Старицкий монастырь простым монахом. Начавшись в 1598 году, Смутное время закончится нескоро – только в 1613-м. До этого времени Патриарх Иов не дожил.
Но ещё при его жизни, в мае 1606 года, Лжедмитрий I был убит в результате заговора бояр, и престол занял боярин Василий Шуйский. Он предложил Иову вернуться на патриарший престол, однако тот отказался: к тому времени он был слишком слаб и совсем ослеп. Тем не менее Патриарх приехал из Старицы в Москву и благословил на своё место митрополита Казанского Гермогена. Патриарх Иов прожил в Старицком монастыре два года, проводя всё время в непрестанной молитве. Он умер 19 июня 1607 года и был похоронен в своём родном Успенском монастыре. А в 1652 году мощи святителя были перенесены в Успенский собор Московского Кремля, где они покоятся и сейчас.
В истории России был ещё один Патриарх с похожей судьбой – Тихон. Иов был первым русским Патриархом, а Тихон – первым после долгого перерыва. Патриарх Иов возглавил Русскую Церковь перед Смутным временем, а Тихон – перед революцией 1917 года и Гражданской войной. При обоих Патриархах были убиты законные цари – Фёдор Борисович и Николай Александрович. Патриарх Иов не признал незаконную власть, и Патриарх Тихон не признал советскую – они оба предали анафеме бандитов и убийц. Оба Патриарха закончили свои дни в заточении.
В судьбах этих двух людей есть ещё очень много параллелей. Видимо, неслучайно в самые трудные для страны времена Господь распоряжается так, чтобы Русскую Церковь возглавляли такие – настоящие – духовные лидеры. Видимо, Он всё-таки за что-то любит нас…
Старицкий Свято-Успенский монастырь
Основан в 1110 году двумя иноками Киево-Печерской Лавры Трифоном и Никандром. Вначале они возвели в глухих лесах келью. Вскоре к ним присоединились и другие монахи. Спустя почти четыреста лет князь Андрей Старицкий велел перенести обитель на новое место, ближе к Волге. Именно благодаря князю монастырь стал одной из жемчужин русского зодчества.
История обители тесно сплетена с историей Государства Российского. Именно здесь, в Успенском монастыре, принял постриг святитель Иов, первый Патриарх Московский. В 1609 году войско Лжедмитрия II сожгло и разграбило город Старицу и Свято-Успенский монастырь. После этого монастырские постройки ещё долгое время оставались заброшенными.
Лишь в XIX веке для обители снова наступил период расцвета. Однако после 1917 года Свято-Успенский монастырь был закрыт и воссоздан лишь в 1997 году.
Патриархи в истории России
Патриаршество было учреждено в Москве в 1589 году. Патриаршее достоинство московским митрополитам было даровано лично Вселенским Патриархом Иеремией II и подтверждено Соборами в Константинополе в 1590 и 1593 годах.
Святитель Иов (1589–1605 гг.)
Игнатий (1605–1606 гг.) – поставлен Лжедмитрием I при живом Патриархе Иове.
Священномученик Гермоген (1606–1612 гг.), причислен к лику святых в 1913 году.
Филарет (1619–1633 гг.)
Иоасаф I (6 февраля 1634–1640 гг.)
Иосиф (1642–1652 гг.)
Никон (1652–1666 гг.)
Иоасаф II (1667–1672 гг.)
Питирим (1672–1673 гг.)
Иоаким (Савёлов) (1674–1690 гг.)
Адриан (1690–1700 гг.)
Святитель Тихон (1917–1925 гг.)
Сергий (1943–1944 гг.)
Алексий I (1945–1970 гг.)
Пимен (1971–1990 гг.)
Алексий II (1990–2008 гг.)
В скобках указано время служения в патриаршем сане
Тропарь, глас 5-й
Православия поборниче, веры Христовы исповедниче, первоиерарше Церкве Русския, святителю отче Иове, за ны Христа Бога моли: веру отеческую утвердити, грехов оставление нам даровати и подати миру велию милость.
Пасха.ру