( http://paskha.ru/filmy_o_glavnom/Ostrov/ )

Остров посреди океана безверия

Известный режиссер Павел Лунгин создавал свой фильм «Остров» в полной уверенности, что кинематограф должен искать ответы на духовные вопросы, которые встают перед каждым человеком. Получившийся фильм-размышление о человеческой совести, фильм-притча о пути души к Богу уже много лет волнует зрителей. В чём же секрет такого влияния на умы и чувства?

В течение последних лет пятнадцати российский кинематограф (по примеру западного) приучал зрителей к тому, что убить человека – всё равно, что насекомое раздавить. И вот появился фильм, в котором убийство — не эпизод, не «дубль 18», а кошмар, всю жизнь преследующий того, кто совершил его. У Анатолия, главного героя, нет ничего больше в жизни, кроме раскаяния и попыток искупить грех и вымолить прощение. Это стремление становится главным стержнем фильма «Остров».

«Господь всех принимает и всех прощает — и убийцу, и самых страшных, только если сердце наше поворачивается не на 20 градусов, а на все 180, — свидетельствует Петр Мамонов, исполнивший главную роль — старца Анатолия. — В жизни это происходит сплошь и рядом. Я натворил очень много дел всяческих, и мое сердце повернулось ко Христу на 180 градусов, и Господь мне все простил и залил любовью».

«Господи, помилуй, Господи, прости. Помоги мне, Боже, на моем пути», — поет отец Анатолий. Как важно людям, особенно молодым, ищущим опору в жизни, услышать эту бесхитростную песню-молитву о покаянии! Ведь именно покаяние примиряет человека с Богом и с ближними, дает выход из тупика и изоляции, в которые его повергает грех. Выстрел, совершенный молодым матросом, оказался миной замедленного действия, в конце концов, раскурочившей его душу, и теперь она — сплошная рана.

Без благодатной помощи Божией самооправдаться одними человеческими рассуждениями и средствами невозможно. Человек не может быть самодостаточной «вещью в себе», как не могут побеги существовать без питающего их ствола. Об этом сказано в Евангелии: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего»(Ин. 15, 4-5). Таким образом, христианское познание себя — не самоцель, а всего лишь средство на пути к Богу. Познать Бога, восстановить с Его помощью помраченные в грехопадении образ и подобие Божие в себе — цели жизни христианина.

Отец Анатолий себя не простил, умертвил себя за свой грех. Бог его простил, а он себя — нет. И за это покаяние Господь открыл ему дар прозорливости. В прекрасной древнерусской книге под названием «Толковая Палея» присутствует замечательное выражение: «Если узнаем, кто мы есть, то и Бога познаем, Творцу поклонимся, Владыке поработаем, Кормильца возлюбим, Благодетеля постыдимся». Критерием верного представления о себе является благоговение перед своим Создателем. В фильме показано, как трус, совершающий предательство и убийство, достиг высочайшей духовности. Покаяние (то есть - умоперемена) — основа православия, спасительный мост, брошенный над пропастью греха, отделяющей нас от Бога. Свт. Иоанн Златоуст так воспел покаяние: «О покаяние! Ты восходишь от земли на небо, превышаешь силы Ангельские, приближаешься чрез посредство Духа Божия к Престолу Господню, становишься собеседником Бога; ты из сокровищ Божиих, как бы из своих собственных, получаешь жизнь и с дерзновением даруешь ее тем, которые обладают тобою».

Особо следует выделить сюжетную линию с исцелением бесноватой женщины. Здесь в картине достигается высшее напряжение. В западных фильмах экзорцизм изображается с помощью спецэффектов, как например, в американском фильме «Изгоняющий дьявола». Павел Лунгин и Петр Мамонов решают самую сложную задачу в картине поистине гениально. Начинается сюжет с того, как старец Анатолий, устремляя взгляд в море, издает петушиный крик. В ответ слышится кукареканье молодой женщины, плывущей на лодке со своим отцом на остров.

Если в Евангелии петушиный крик свидетельствует об отречении апостола Петра от Иисуса Христа, то здесь, напротив — о скором примирении героя Петра Мамонова с Господом. Далее выясняется, что отца женщины зовут Тихон. Монах Анатолий, конечно, сразу понял, что перед ним тот самый его товарищ с баржи. Теперь он адмирал. Врачи не смогли вылечить его дочь, и он решается на последнее средство, в которое, похоже, сам не очень верит — обратиться за помощью к старцу на острове. Вот она, столько лет ожидаемая отцом Анатолием радость! Имя «Тихон» в переводе с греческого означает «счастье». Утихает сердечная мука старца. И в этой счастливой отрадной тишине раздается ангельское пение. Не случайно, конечно, полное имя адмирала — Тихон Петрович. Оно символизирует прощение греха Петра — Анатолия.

Старец увлекает больную женщину за собой, на пустынную каменистую часть острова. Ослепительно-белый снежный покров сливается с белым северным небом. И в этой белой тишине мы слышим слова молитвы Честному Кресту, произносимые старцем Анатолием: «Да воскреснет Бог…». Преображается и воскресает для новой жизни дочь Тихона - Анастасия, имя которой в переводе с греческого и означает «Воскресение».

К концу киноленты зритель начинает понимать, что «Остров» — это одновременно и Россия, и весь мир. Фильм воспринимается как притча о людях и для людей. А главное, после его просмотра остается ощущение, что Бог есть, что мы не одни на этом свете.

Пасха. ру

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика