( http://paskha.ru/Voprosi_o_glavnom/gizn_zemnaya/semya/zachem_sozdavat_semjyu/?job=print )

Благодаря взаимной вере и любви два человека перерастают всякую рознь и делаются единым существом, одной личностью в двух лицах. Когда они относятся друг к другу, как к святыне, все свои отношения, включая и телесные, превращают в таинство, в нечто, превосходящее Землю и возносящее в вечность.

Митрополит Антоний Сурожский

Книга Бытия рассказывает нам о том, как после окончания творения мира «увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1,31). Но вот уже в следующей главе появляется первое «не хорошо»: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2,18).

Одиночество – плохо, это понимают все, и мало кто задается вопросом: «Нужна ли мне спутница/спутник жизни»? Сама наша природа ставит нас рано или поздно перед этой необходимостью. Вопрос стоит иначе: «Зачем создавать семью?» Действительно, в наше неспокойное время вокруг столько тревожных факторов, которые не располагают к тому, чтобы начать «вить гнездо». То террористы, то экономический кризис и проблемы с трудоустройством, то тесное жилье, то здоровье начинает пошаливать… И вот в нашу жизнь, как и в жизнь всего, по крайней мере западного, мира, вошло такое явление, как «секс без обязательств».

Одной из самых страшных подмен нашего времени является то, что сегодня ставится знак равенства между понятиями «секс» и «любовь». Но между этими словами есть существенное различие: если сам по себе секс, кажется, может быть без обязательств и без взаимной ответственности, то любовь – никогда. Любовь всегда предполагает ответственность и заботу о любимом: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену, любит самого себя» (Еф.5,28). Именно эти чувства переполняли Адама, когда он впервые увидел свою жену – он чувствовал, что они составляют одно целое: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт.2,22-24). Тут вспоминаются слова Габриэля Гарсиа Маркеса о том, как много может означать любимый человек: «Возможно, в этом мире ты лишь человек, но для кого-то ты – весь мир».

Что же имел в виду Господь, когда говорил, что женщина должна стать «помощницей» Адаму? Речь, конечно же, не идет о помощи по хозяйству (как замечают некоторые толкователи, для этого можно было создать другого мужчину). Так в чем же должна была состоять эта помощь? Человеку нужно было приобрести качество, необходимое для общения с Богом – любовь. «Возлюбленные! – призывает апостол Иоанн, - Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин.4,7-8). Очевидно, жена должна была прежде всего помочь мужчине научиться любить, любить ответственно и самоотверженно. И вот примечательная деталь: первое, что происходит, когда Адам и жена впадают в грех и съедают запретный плод, мужчина складывает с себя всякую ответственность за свою жену. Обращаясь к Богу, Адам говорит: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3,12). Так Адам, еще находясь рядом с женой, вновь оказался одиноким…

Наш мир, по выражению апостола Иоанна, «лежит во зле» (1Ин.5,19), но все же, в нем еще есть островки райской жизни, один из них – семья. Если семья связана узами взаимной любви, она становится образом Церкви Христовой, малой, «домашней церковью» (Рим.16,4). Но строительство церковного здания – тяжелый и кропотливый труд.

В материале использовано изображение фрески Рафаэля "Адам и Ева".

Пасха.ру

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика