Ангелы поют
Иконы и фрески

Воскресение Христово и Двунадесятые праздники
Россия. Ростов. Первая треть XIX в.

Все золотое, все: и люди золотые, и серые сараи золотые, и сад, и крыши, и видная хорошо скворешня, — что принесет на счастье? — и не­бо золотое, и вся земля. И звон немолчный кажется золотым мне тоже, как все вокруг.

И.С. Шмелев
Медиа
Поделиться:
Главная
Вопросы о главном
Жизнь земная
Пристрастия
Что общего у телесных и духовных болезней?

Лечись, потому что Бог создал и лекарства, и врача, и в Его руках твое выздоровление.

Преподобный Серафим Саровский

Иногда грех рассматривают как провинность человека перед Богом, но не всегда бывает так, что человек, совершающий грех, несет за это полную ответственность. Об этом рассуждает апостол Павел в известном отрывке из послания к Римлянам: «Мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю <…> а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7,15;17-19).

Каждый из нас знает по себе, насколько справедливы эти слова. Они свидетельствуют о том, что грех – это не просто единичный проступок, а глубокое повреждение нашей природы, подобное болезни. Грех, который был неоднократно повторен, переходит в страсть, становится как бы хроническим заболеванием. И страсть, и телесная болезнь заставляют человека чувствовать себя беспомощным, заставляют страдать. Вот почему слова «страсть» и «страдание» происходят от одного корня.

Подобно тому, как в языке существует активный и пассивный (или страдательный) залог, точно также и в нашей жизни возможны два варианта. В первом случае мы свободны и сами распоряжаемся своей жизнью – таков путь праведности: «К свободе призваны вы, братия <…> Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал.5,13;1).

Во втором случае живем не мы, а страсти живут за нас, они как паразиты живут нашей жизнью, питаются нашими жизненными соками. Они активны, а мы пассивны, и нам остается только терпеть, подобно тому, как больной терпит обострение своего недуга.

Но грех не сразу превращается в страсть. Как болезнь проникает в здоровый организм через инфекцию, так и грех проникает в человека через соблазны, которые подобно болезнетворным микробам повсюду окружают нас. Однако человек не заболеет, если у него крепкий иммунитет и не согрешит, если его «чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр.5,14). О каком чувстве идет речь? Разве мы не умом определяем, «что такое хорошо и что такое плохо»? Нет, и этим чувством является наша совесть, именно она выполняет функцию нашего духовного иммунитета, защищая нас от всего злого и греховного. Она сигнализирует нам о духовной опасности, которой мы можем себя подвергнуть, и порой даже вступает в спор с нашим умом, который пытается переубедить совесть.

Но, если наш ум все же решает поступить вопреки голосу совести, она, подобно острой зубной боли, будет изводить нас до тех пор, пока мы не исправим допущенную ошибку. Впрочем, если голос совести постоянно игнорировать, он будет звучать все тише и тише, пока человек не станет «бессовестным». Ведь и зуб не болит в двух случаях: если он здоров и если из него удален нерв.

Не хочется опускаться до банальностей, но все же оттого, что истины стали прописными, они не перестали быть истинами. Так вот, как все мы прекрасно знаем, чтобы сохранять телесное здоровье, необходимо вести здоровый образ жизни. Точно так же для сохранения нравственного здоровья необходимо жить «по-Божески» – стараться, когда перед нами встает выбор, поступить благородно или подло, честно или лживо, заботливо или равнодушно, каждый раз делать выбор в пользу благородства, честности и любви. Кажется, все просто, вот только «хронические заболевания» мешают.

В материале использована репродукция картины Николая Бруни "Овчая купель" (Исцеление расслабленного)

Пасха.ру

Оставить комментарий на статью

Ваше имя:
Ваш E-mail:
* Комментарий:
* Введите число на картинке:
* - поля, необходимые для заполнения

О сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика