( http://paskha.ru/Voprosi_o_glavnom/gizn_duhovnaya/tainstva/zachem_nuzny_krestniye/ )

Крещение имеет силу не только заглаживать прежние согрешения, но и защищает от будущих.

Иоанн Златоуст

Когда сопоставляешь Ветхий и Новый Заветы и характерные для каждого из них нравственные принципы, создается впечатление, что в Ветхом Завете Господь обращается к обществу верующих, регулируя отношения между людьми («не убивай», «не кради», «не прелюбодействуй» и т.п.), а в Новом Завете Христос взывает к каждому отдельному человеку, желая, чтобы он «очистил внутреннюю сторону чаши» собственной души (Мф.23,25).

Да, это во многом именно так, Христианство имеет более индивидуальный, личностный характер, но при всем этом Христос создает Церковь: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16,18). А «Церковь» – это буквально «собрание», т.е. общество, социум. Ветхозаветное общество регулировалось простыми и эффективными нормами: «глаз за глаз» и «зуб за зуб», а обращаясь к Новозаветной Церкви, Христос призывает нас: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13,34-35).

Примером такой христианской любви может служить евангельский эпизод, в котором описан поступок четырех людей, чей друг был парализован (как тогда говорили, «расслаблен жилами»): «И пришли к Нему <Христу> с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю [дома], где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк.2,3-6).

В этом эпизоде примечателен еще один момент: Спаситель, видя веру четырех друзей и их любовь к больному, прощает грехи расслабленного. Но как же так? Расслабленный, хоть и не мог двигаться, все же был взрослым, вполне вменяемым человеком. Разве для прощения его грехов не было необходимо его личное раскаяние? Разве кто-то, кроме него самого, мог «очистить внутреннюю сторону чаши» его души? Оказывается, вера и любовь способны даже на такое.

Этот евангельский случай иногда приводят в качестве обоснования православной практики крестить людей еще в младенчестве. Поскольку младенец сам не может давать обетов крещения, за него это делают крестные родители. Грудной младенец здесь подобен евангельскому расслабленному: он не может сам ходить, добывать пропитание и одежду, он не способен даже говорить – он жив лишь потому, что на свете есть несколько человек, которые его любят и верят в него.

Да, у любви есть такое удивительное свойство: она способна соединить людей настолько, что вера одного человека может вмениться другому, пока еще немощному в вере. Со стороны крестных родителей это настоящая жертва, сопоставимая с подвигом родных родителей. Именно об этом пишет апостол Павел, обращаясь к своим духовным чадам: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4,19). Но зато, когда крестные родители видят плоды своих трудов и молитв – рождение настоящего христианина – к ним могут быть применимы слова Спасителя: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин.16,21).

В материале использовано изображение иконы XIX века "Крещение Господне".

Пасха. ру

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика