( http://paskha.ru/Sobornaya_plozad/den_angela_new/September/Vera-Nadezda-lyubov-i-Sofiya/ )

Вера, Надежда и Любовь — самые главные из христианских добродетелей, составляющие суть жизни любого по-настоящему право-славного человека. Мы верим в Бога, надеемся на Его помощь и стараемся любить Всевышнего и тех, кто рядом.

Sofiya

Это было в Италии, в Милане, во II веке нашей эры. Женщина по имени София (в переводе с греческого — «Мудрость», в церковной традиции принят перевод — «Премудрость») рано овдовела и одна воспитывала трех дочерей. Вероятнее всего, она была владелицей небольшого постоялого двора или трактира. Своих дочерей София назвала в честь главных христианских добродетелей — Пистис, Эпис и Агапэ, что в переводе с греческого на русский означает «Вера», «Надежда» и «Любовь». Девочки воспитывались в вере и любви к Богу, мать учила их соответствовать своим именам.

София не считала нужным скрывать свою веру и открыто исповедовала ее перед всеми. А в те времена это было опасно: до утверждения христианства как мировой религии и принятия ее властями должно было пройти еще много времени. Во II же веке в Римской империи царило язычество. На Софию и ее дочерей кто-то донес властям. Информация о том, что в Милане живет целая семья, открыто исповедующая христианство, дошла и до римского императора Адриана. Он приказал привести Софию и ее дочерей в Рим.

Согласно церковному преданию, когда Вера, Надежда, Любовь и их мать София предстали перед императором, все были удивлены их спокойствию — казалось, они не понимали, зачем были вызваны в столицу. Ведь самым вероятным наказанием для христиан в то время была смертная казнь. Но София прекрасно знала, для чего совершила свое последнее путешествие в столицу; вероятно, догадывались и дети. Тем не менее они спокойно и уверенно смотрели в глаза грозному императору.

Sofiya

Адриан потребовал у Софии отречься от Христа. В знак того, что это отречение — искреннее, она должна была поклониться и принести жертву языческой богине Артемиде. Однако София была непреклонна. Она так сильно и искренне любила Христа, что не понимала, как может предать Его.

Тогда император придумал способ сломить волю святой женщины: он приказал привести ее дочерей и устроить им пытки на глазах у матери. То, что было дальше — хранит церковное предание. Мы знаем о крестных страстях Спасителя, страданиях великомучеников, но описывать пытки маленьких детей — выше человеческих сил.

«Какою же болью должны были отзываться в сердце Софии все эти лютые муки, которыми в ее глазах терзали ее детей… Для выражения той боли нет слов на языке человеческом. Нет слов и для выражения того неземного утешения, которое могло преодолевать такую боль», — писал в XIX веке архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский).

Но даже это нечеловеческое страдание не сломило Софию. Когда все закончилось, она похоронила девочек на холме недалеко от Рима и, не отходя от могилы, через три дня умерла. Христиане похоронили ее рядом с дочерьми. В момент казни Вере было 12 лет, Надежде — 10, Любови — 9.

Sofiya

Весть о подвиге Софии и ее невинно замученных дочерях разнеслась по немногочисленному тогда христианскому миру. И практически сразу же их стали почитать как святых. Когда в Риме установилась христианская власть, мощи святых мучениц были перенесены с того места, где были захоронены, в церковь на Марсовом поле в Риме. Затем, в 777-м году, их перенесли в современную Францию, в Эльзас, в монастырь Святой Софии на острове Эшо.

Но во время первой Французской революции в конце XVIII века монастырь был разорен, его здания проданы, в одном из них был открыт трактир с винным погребом. В ходе беспорядков мощи Софии, Веры, Надежды и Любови были похищены. Частицы мощей Софии позднее были возвращены и покоятся в церкви Святого Тимофея в Эшо.

Sofiya

У любого, кто прочел эту короткую, но пронзительную историю жизни и смерти трех маленьких детей и их матери, возникает вопрос: должна ли была София поступить именно так, а не иначе? Ведь сберечь, защитить, сохранить своих детей любым способом — главный инстинкт матери. Или не главный? Ответить на эти вопросы могла бы только сама святая София, а также три ее девочки — которые, конечно, в раю. Мы не вправе даже задаваться такими вопросами. Единственное, что ясно точно: если бы не такие женщины, как святая София, если бы не такая непоколебимость в вере, как у нее, и если бы не такие подвиги, какие совершила она и ее дочери, а также тысячи христианских мучеников, — нашей веры сейчас могло бы не существовать…

Интересно, что в христианской истории есть и другие три сестры-мученицы с говорящими именами: Агапия, Ирина и Хиония (в переводе с греческого — «Любовь», «Мир» и «Снежная» или, в переносном смысле, «Чистая»). Они жили в IV веке в греческом городе Фессалоники (по-русски — Салоники). Вместе с другими христианами сестры были схвачены в горах поблизости от города, где скрывались от преследований, начатых по приказу римского императора Диоклетиана. При обыске в их доме нашли христианские книги, хранить которые было запрещено. Они отказались вкусить идоложертвенной пищи (сначала перед чиновником Кассандром, затем перед главой римской администрации Дулкитием) и были убиты.

Тропарь

Торжествует Церковь первородных, и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, яже яко мудрости тезоименитая тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: Троицы поборницы, Веро, Любве и Надеждо, в вере, любви и надежде утверждайте нас.

Пасха.ру

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика